Внедрение информационно-коммуникационных технологий как условие успешной реализации основной образовательной программы дошкольной организации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внедрение информационно-коммуникационных технологий как условие успешной реализации основной образовательной программы дошкольной организации
Автор: Заиткулова Гульдар Салимгареевна

Внедрение информационно-коммуникационных технологий как условие успешной реализации основной образовательной программы дошкольной организацииВ современных условиях образование претерпевает огромные изменения. В корне меняется как сама система образования, так и образовательная деятельность. Требования ФГОС ДО предполагает уход от урочной формы обучения, от субъект-объектных отношений, к отношениям субъект-субъектным. Таким образом, на первый план выходят технологии, которые позволяют обеспечить общение на равных, активное взаимодействие и самостоятельный поиск решений. Знания не даются в готовом виде, а представлены в виде алгоритма по их поиску. Этим требованиям отвечают информационно-коммуникационные технологии, в которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и образовательного взаимодействия.Использование компьютера как средства формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют успешно реализовать ООП ДО, расширить возможности педагога для создания условий по ее реализации и как следствие повысить качество образования.Именно поэтому, проанализировав научные работы, аналитические статьи и методические разработки мы определили направления работы по внедрению ИКТ в деятельность ДОО. Первоначально мы столкнулись с рядом проблем, которые положили основу развития стратегии внедрения.Такими проблемами стали отсутствие необходимого технического и программного обеспечения, разработок в данной области, отсутствие рекомендаций и системы работы. Кроме того мы выявили низкий уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников и отсутствие мотивации к внедрению и использованию ИКТ.Перед методической службой МБДОУ Детский сад №277 встала сложная задача мотивации педагогических работников к овладению информационно-коммуникационными технологиями, с последующим внедрением их в сферу профессиональной деятельности.В марте 2015 года нами было проведено социологическое исследование в МБДОУ Детский сад №277 и МБДОУ Детский сад №326 Советского района городского округа город Уфа, в котором приняло участие 50 педагогических работников. Данные показали, что только 20% педагогов владеют базовой компетенцией и имеют навыки работы с компьютером. 30% педагогов никогда не работали за компьютером, 15% не имеют собственных компьютеров, 25 % не знают, как они могут применить ИКТ технологии на практике, 20% опрошенных просто бояться что-либо сделать с компьютерами утверждают, что у них ничего не получиться.После выявления основных проблем, была разработана программа «Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагога», в которой в простой и доступной форме давались азы компьютерной грамотности в теории и были представлены практические задания.Программа включала в себя следующие разделы:1. Основы работы с операционной системой семейства Windows;2. Текстовый редактор «Microsoft WORD»;3. Работа с графическим редактором Paint;4. Основы работы в сети «Интернет»;5. Создание презентаций PowerPоint;6. Microsoft EXCEL;7. Работа в программе «Киностудия Windows Live»;8. Создание дидактических и методических материалов.Работа строилась от простого к сложному, в специально созданной ситуации успеха, где любое действие педагога приводило к положительному результату. Обучение по программе шло в течение учебного года. Параллельно педагогам предлагалось просмотреть видео фильмы, вебинары, посетить мастер – классы, семинары, на которых они наглядно могли увидеть способы применения ИКТ в работе дошкольной организации. Занятия проводились в специально оборудованном классе, где имелись и стационарные компьютеры и ноутбуки, чтобы педагоги, которые не имели собственной техники, имели возможность практиковаться.Кроме этого, были организованы различные профессиональные конкурсы «Лучшая электронная дидактическая игра», «Лучшая мультимедийная презентация», где также была представлена возможность проявить свои профессиональные компетенции.После проведенной работы в марте 2016 г. был проведен еще один опрос. Было отмечено, что у 100% педагогов появилась мотивация к изучению и применению в собственной практике информационно-коммуникационных технологий. 70% педагогических работников подняли свой уровень с нулевого до базового и начали систематически применять ИКТ в образовательной деятельности. 85% педагогов отметили, что не испытывают затруднений в поиске необходимой информации в сети Интернет и могут применить ее на практике.Параллельно велась работа по созданию единого информационного образовательного пространства, которое представляло собой систему, включающую в себя:
  • материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
  • автоматизацию управленческих и педагогических процессов, внедрение ЭОР;
  • нормативно-организационная база;
  • организация взаимодействия с родителями и сетевого взаимодействия.
  • В данный период времени мы определили бренд детского сада «Интерактивное детство».Основная идея бренда заключается в построении внутри МБДОУ Детский сад №277 обогащенной образовательной среды, посредством внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, и как следствие – обеспечение успешности реализации образовательной программы, повышения качества образовательной деятельности и создание положительного имиджа.Основная цель нашей работы: повышение эффективности образовательного процесса за счет мотивации ребенка к самостоятельной познавательной и интеллектуально-творческой деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время реализуются авторские программы «Компьютерные технологии как средство развития художественно-творческих способностей ребенка дошкольного возраста», «Робототехника» (на базе конструкторов LEGO Education) и инновационный проект «Электронные дидактические игры как средство развития интеллектуального потенциала дошкольника».Основной целью программы «Компьютерные технологии как средство развития художественно-творческих способностей ребенка» является художественно – эстетическое развитие дошкольников средствами графических редакторов Tux Paint и Paint.Первоначально происходит знакомство с компьютером, клавиатурой, мышкой. С детьми обговаривается правильная посадка, правила поведения за компьютером. Далее дети учатся рисовать простые формы а затем последовательно знакомятся со всеми инструментами редактора.После реализации данной программы у воспитанников отмечается возросший интерес к художественной деятельности; происходите раскрытие их творческого потенциала; сформированы основные компетенции при работе в программах Tux Paint и Paint.Основной целью инновационного проекта «Электронные дидактические игры как средство развития интеллектуального потенциала дошкольника» стало создание условий для развития интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного конструирования электронных дидактических игр. Программа проекта состоит из 4 разделов:1 раздел. Обучение основам работы с компьютером. Знакомство с электронными дидактическими играми.2 раздел. Основы работы в сети «Интернет». Знакомство с электронными дидактическими играми.3 раздел. Обучение основам работы в программе подготовки презентации Power Point. Создание электронных дидактических игр.4 раздел. Выявление уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности и уровня интеллектуального потенциала ребенкаРеализация данного проекта позволила воспитанникам овладеть техническими средствами программы подготовки презентаций Power Point, создавать собственные электронные игры в данной программе. Также у воспитанников, занимавшихся по данной программе, отмечается высокая познавательная активность, мобильность, быстрота и точность выполнения умственных операций, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций, а также выраженная установка на творческое выполнение заданий.Программа «Образовательная робототехника» на базе конструкторов LEGO Education ставит основной целью стимулирование естественного стремления детей к совместному исследованию окружающего мира и образованию в процессе игры.Программа направлена на изучение естествознания, математики, технологии, конструирования и робототехники. Дети развивают технические и языковые навыки, творческое мышление и умение эффективно решать поставленные задачи, работать в коллективе и сотрудничать.Воспитанники изучают принципы работы простейших механизмов, тренируя навыки критического и абстрактного мышления. На сегодняшний день в детском саду имеется несколько наборов данного конструктора, а также ноутбуки, с необходимым программным обеспечением к ним.Параллельно продолжается работа над созданием современной развивающей предметно пространственной среды, отражающей тематику бренда. Это организация уголков современных технологий в группах, отражение тематики бренда в названии групп, оформление стендов, а также территории. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность ДОО способствует успешной реализации ООП ДО, и как следствие, повышению качества образования и созданию положительного имиджа дошкольной организации.