"Особенности логопедической работы при регуляторной дисграфии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности логопедической работы при регуляторной дисграфии"
Автор: Богданова Светлана Михайловна

Особенности логопедической работы прирегуляторной дисграфииБогданова Светлана Михайловна учитель-логопед МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г»Актуальность проблемы и перспектива.В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». ( Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). С позиции нейропсихологического подхода (Ахутина Т. В. (2001)) выделен вариант трудностей письма, который часто встречается у детей, но механизм которого редко обсуждается в литературе. В частности, это вариант трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля).У детей с данными нарушениями отмечаются проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключении с одного задания на другое. В письме характерны ошибки упрощения программы по типу патологической инертности. К ним относятся: инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; предвосхищение (антиципация) букв и слипание (контаминация) слов. Так же для детей с регуляторной дисграфией характерны трудности языкового анализа, являющиеся ярким проявлением снижения ориентировочной деятельности. Невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами приводит к тому, что дети не соблюдают правила написания прописной буквы, безударных гласных и т. п. Такие дети непоседливы, постоянно тянут руку, вскакивают, либо наоборот –вялые, неактивные (СДВГ и СДВ (без гиперактивности)). Внешне трудности программирования и контроля могут проявляться по-разному. Одни дети гиперактивны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наоборот, замедленны, вялы, недостаточно активны, рассеянны. Объединяет тех и других неумение организовать себя, сконцентрировать внимание на определенной задаче, переключаться от одной задачи к другой, следовать определенным правилам.Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения. Репрессии в школе и дома еще более снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Помимо специфических ошибок для письменных работ детей с регуляторными нарушениями характерно значительное число орфографических ошибок, что вполне закономерно, так как само по себе орфографическое правило является сложно многоступенчатой программой, реализовать которую учащиеся не могут. Цель моего выступления это раскрытие проблемы трудностей письма, связанных с нарушением функций планирования и контроля и особенности логопедической работы при коррекции нарушений. Пути реализации идеи:
  • Изучение психолого-педагогической литературы о предупреждении нарушений письма и чтения у младших школьников.
  • Подбор методов коррекционной работы, направленной на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе регуляторной дисграфии.
  • Систематизация игры и игровых упражнений для предупреждения нарушений чтения и письма.
  • Коррекционную логопедическую работа нужно проводить на двигательном, когнитивном, письменном уровнях. На каждом уровне сложность коррекционных логопедических заданий может варьироваться по трем параметрам:- совместное - самостоятельное действие; - действие по внешней опоре – интериоризированное действие;- развернутое, поэлементное действие – свернутое действие.Необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности - что сделать, программы деятельности - как сделать, значимых условий деятельности - разбить программу на этапы, умение исправлять ошибки – самоконтрольУпражнения для формирования произвольности и самоконтроля «Кричалкишепталки - молчалки». Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони – сигналы – из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчанкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.«Говори!» Педагог задает вопрос, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».«Царевна Несмеяна». Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно назвать Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.«Шалуны». Педагог по сигналу (удар в бубен, колокольчик) предлагает детям пошалить, попрыгать, . По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания.«Кто летает?» Дети, сидя на полу, образуют полукруг, учитель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает – руки опущены. Когда учитель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.«Сантики-фантики-лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача – угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо». «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.Упражненият направленные на развитие  произвольного переключения  внимания.«Корректурные задания»: Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.  «Кто самый внимательный»: одного из участников группы просят выйти за дверь. В это время остальные меняются местами, меняют что-либо в себе и т.д. Вошедший должен определить, что же изменилось.У учеников с преобладанием несформированности регуляторного компонента могут наблюдаться трудности на любых этапах процесса обучения и формирования академических навыков. Для более высоких результатов в учебе, необходима реализация таких направлениях, как:
  • организация и структурирование в помещении класса.
  • Плохо организованное помещение класса, наполненное, например, плакатами и другими изображениями на стенах, узорами, покрывающими пол, может сильно отвлекать внимание детей. Иными словами, в классе должно быть как можно меньше звуковых, зрительных отвлекающих стимулов, снижающих способность к концентрации внимания.
  • модификация преподавания.
  • Если ученик хорошо справляется с предъявляемыми требованиями и соблюдает правила, педагогу следует обязательно передавать похвалы его родителям в форме записей в дневнике или телефонных звонков. Для таких детей особенно важно, чтобы учебные занятия строились по четко планированному, стереотипному расписанию. Ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или ежедневником, где наряду с обычными записями, которые делаются самим учеником, учитель будет составлять для него индивидуальный план заданий и рекомендаций, направленных на достижение желательных форм поведения. Нечеткие инструкции увеличивают риск неудачи учеников. Следует менять способы подачи материала, использовать различные сенсорные модальности для улучшения восприятия (применяются цвета, крупные шрифты.