Метод проектов на уроках литературы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод проектов на уроках литературы
Автор: Архипова Ульяна Аюровна
Урок решения проектной задачи по литературе. 11 класс«Любовь в литературе, живописи, изобразительном искусстве.»Данный проект предназначен для учащихся 11 класса и направлен на изучение повести о любви Куприна Проект предполагает использование материала по литературе, изобразительному искусству, музыке. В ходе работы над проектом школьники работают с разнообразными источниками, собирают информацию. Продолжительность проекта – 4 академических часа. 3 час – в рамках общеобразовательной программы по предмету. 1 час – в рамках факультатива по литературе.Методы: эвристическая беседа, наблюдение над текстом, индивидуальные выступления, создание проблемной ситуации, мозговой штурм, проектная деятельность.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная (выступление - защита), групповая.Место темы данного проекта в системе обучения литературе: четвертый урок по теме произведения о любви Куприна.Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусствоМетапредметные умения: развитие монологической речи; работа с дополнительными источниками информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы); умение составлять презентации; навыки аналитической работы с первоисточниками; умение сопоставлять и сравнивать.Формирование УУД (универсальных учебных действий): Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, контроль и оценка.Познавательные: общеучебные – способность понимать текст, ориентироваться в различных источниках информации, умение конспектироватьКоммуникативные - готовность к общению, развитие навыков публичного выступления. Цель педагогической задачи: - осмысление понятия любовь через анализ прочитанных текстов, музыкальных произведений, произведений живописи.Планируемый педагогический результат: Усвоение способности применять знания в решении проектной задачи- умение работать в группах , создавать образовательный «продукт»Ход проектной задачи:На столах текст притчи. Учитель читает.Молодой скульптор отправился на корабле в свадебное путешествие с любимой женой. Корабль разбило штормом, и только молодого человека море выбросило на берег скалистого острова.— Моя любовь, моя красота! Я не смогу жить без тебя, — плакал юноша.Жители острова ничего не знали о любви и спросили юношу:— Что такое любовь?— Любовь уносит в мир грез и счастья! — воскликнул юноша.— Значит, любовь — это мечты? — спросили люди.— Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.— Значит, любовь — это болезнь, — решили островитяне.— Ради любви человек готов на все. Даже спрыгнуть с высокой скалы.— Любовь — это сумасшествие, — испугались люди.— Любовь — не огонь, а греет, не солнце, а светит, не броня, а защищает.— На что же похожа твоя любовь? — так и не поняли люди.— Любовь живая. У нее руки, ласкающие вас, ноги, бегущие навстречу вам, губы, шепчущие вам нежные слова.Люди покачали головами и разошлись, а юноша в отчаянье целыми днями бродил по скалистому острову.1. Аналитическая беседа.- О чем данный текст? ( о любви) О чем пойдет речь на нашем уроке ( о любви)Как вы понимаете слово любовь? ( 1-2 ответа) - Попытаемся подобрать к этому слову ассоциации, ассоциативный ряд( Ученики записывают на листочке: 1-й вариант – что такое любовь? (одним словом- существительным), 2-й вариант – какая любовь? (одним словом - прилагательным). Ассоциации.- У нас получился собирательный образ любви: ( по записям на листочках учениковневозможность существования без любви неземнаямука вечнаяразочарование щедраяиспытание тайнаязабота несбыточнаявзаимопонимание загадочнаяревность сумасшедшаядоброта духовнаяболь безответнаяпылкость взаимнаякрасота горькаярадость жизни головокружительная ).Высказывания о любви мудрых философовЛюбовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. /Л.Н. Толстой/ Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. /Конфуций/Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. /Ф.М. Достоевский/- Какое произведение мы изучаем? Произведения о любви. - А вот как написал Куприн «Любовь должна быть трагедией . Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!»У: Соотнесите свое видение, свой собирательный образ с мнением великих У: -Меняется ли понятие любовь со временем) ( в веках?)У: эта проблема актуальна для нас?Теперь вернемся к тексту, почему островитяне не поняли нашего героя? Вот мы можем объяснить. ( потому что он не смог объяснить им на словах, а как он должен им объяснить? Показать, что – то сделать.) Я вам предлагаю ситуацию: Представьте, что вы в роли нашего героя и ваша задача сформулируйте сами. ( показать, что такое любовь в музыке, живописи, литературе Задача нашего урока,)Для этого предлагаю издать специальный выпуск журнала. Это будет конечный наш «продукт» , с помощью которого мы сможем решить проектную задачу.Мы будем работать над созданием рубрик журнала.1 группа «Литературная рубрика»Задания: 1.Что такое любовь? Как решается этот вопрос в прочитанных вами повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»? Сделайте анализ произведений.Оформите красочно на листке Любовь в «Гранатовом браслете – это…..»Любовь в «Олесе» - это…,Любовь в « Суламифь»- это…2. Какие стихотворения подходят к содержанию повестей?3. Какой драгоценный камень упоминается в каждом произведении? Что символизирует. Нарисуйте и наклейте на журнал4. Защитите публично свои выступления. 5. Озаглавьте журнал2 группа Рубрика «Изобразительное искусство»Что такое любовь? Как решается этот вопрос в изобразительном искусстве?Совершите экскурсию в виртуальные музеи. Составьте рейтинг 10 самых лучших художников. ( На листке красочно)Расскажите об известных полотнах(скульптурах) на эту тему.Защитите публично свою презентацию Озаглавьте журнал.3 группа Рубрика «Музыкальная»1.Что такое любовь? Как решается этот вопрос в музыке.?2. Составьте рейтинг 10 самых лучших музыкантов. ( На листке красочно)3.Назовите самые известные музыкальные произведения на эту тему в произведениях литературы. Расскажите об одной из них. (Гранатовый браслет)4.Защитите публично свою презентацию 5.Озаглавьте журнал.4 группа Рубрика «Творческая мастерская»1. Ответьте на вопрос, чтобы понять повести Куприна помогает ли нам музыка и живопись? 2. Написать творческую работу в любом жанре по теме урока 3. Составьте словарик афоризмов, крылатых выражений о любви.4.Защитите публично свои работы.5.Озаглавьте журнал.II Б) Выступление группУ: Выбор самого лучшего заглавия. Журнал пополняться. Итог смогли ли донести до островитян , что такое любовь? ( Да)-Какие особенности повестей А. Куприна мы выявили? (Любовь у Куприна – чистая, святая, неземная, бескорыстная, самоотверженная, сильная как смерть, она трагедия.) -Изменилось ли представления о любви после прочтения повестей?- как музыка, живопись помогают понять ценности?- Оцените в таблице работу группы.- Оценивают эксперты.Оценочный лист работы группы Критерии оценки в группеКритерии оценки работы экспертами