Дислалия. Сигматизм.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дислалия. Сигматизм.
Автор: Иванова Оксана Алексеевна

МБОУ «Ново-Ямская СОШ»Учитель-логопед Иванова О.А.Дислалия. Сигматизм.Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Овладение правильным произношением большинства звуков происходит у него не сразу, а чрез промежуточные звуки. Это период так называемого физиологического (возрастного) косноязычия.Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии.Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Самым распространённым дефектом произношения считают дислалию.Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.Причины возникновения дислалий:При дислалии некоторые звуки или совсем не произносятся, или искажаются, или заменяются другими. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка.Все причины речевых расстройств делятся на органические, функциональные. К органическим причинам относятся следующие:Это прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:
  • 1) Недостатки строения челюстно-зубной системы:
  • - дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
  • - дефекты в строении челюстей: прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед); прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед); передний открытый прикус; боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус.
  • - укороченная или слишком массивная уздечка языка;
  • 2) патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык);
  • 3) неправильное строение твердого и мягкого нёба (узкое, высокое, плоское, укороченное). При таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом;
  • 4) атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.
  • Функциональные:1)недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;2)наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;3)отсутствие воспитания ребенка родителями;4)проблемы фонематического слуха;5)нарушение слуха.Большую роль в происхождении речевых расстройств может играть неблагоприятная наследственность, а так же неблагоприятные условия внутриутробного развития ребёнка: токсикозы во время беременности матери, интоксикация матери, острые хронические заболевания, различные падения, ушибы во время беременности, резус-конфликт матери и ребёнка.Социальное окружение ребёнка оказывает большое влияние на развитие речи у ребёнка. Неблагоприятными социальными условиями являются: материнская депривация (процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте), наличие дефектов речи у окружающих людей ребёнка, двуязычие в семье, а так же стрессовые ситуации.Виды дислалии.Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы.Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:
  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы
  • Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:
  • Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  • Невритами
  • Парезами мышц рта
  • Бульбарным параличом
  • СимптомыДетская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:
  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.
  • Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.
  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.
  • Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.
  • Носовой призвук при фонации.
  • Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.
  • Хлюпающие звуки при артикуляции.
  • Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Коррекционная работаПри устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.Артикуляционная гимнастика:
  • Заборчик
  • Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.
  • Усики
  • Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).
  • Надуваем шарики
  • Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.
  • Прокати карандаш
  • Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.
  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.
  • Массаж
  • Точечный
  • Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.
  • Массаж мягкого неба
  • Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.Упражнения на укрепление языка:
  • Блинчики
  • Облизывание рта широкими круговыми движениями.
  • Дождик
  • Ритмичные шлепки языком по губам.
  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.
  • Упражнения на распластывание языка:
  • Печем пирожки
  • Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.Постановка звуков.Автоматизация звуков.
  • В прямых открытых слогах.
  • В обратных слогах.
  • Со стечением согласных.
  • Шус, мышь, час.
  • В начале слова.
  • В конце слова.
  • В середине.
  • В словосочетаниях, фразах, предложениях.
  • Пересказ текст.
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам.
  • С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценней отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.