"Тональная (звуковысотная) настройка на уроке сольфеджио"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тональная (звуковысотная) настройка на уроке сольфеджио"
Автор: Курносова Людмила Николаевна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детская школа искусств «Гармония» г. Пензы МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА«Тональная (звуковысотная) настройка на уроке сольфеджио»(из опыта работы)Курносова Людмила Николаевна,преподаватель теоретических дисциплинМАУ ДО ДШИ «Гармония» г.Пензы Пенза2018 г.Всем известно, что любая работа в ладу на уроке сольфеджио требует настройки в определенной тональности. Несомненно, и то, что наиболее эффективна настройка вокально-интонационная: гаммы, опевания устоя, разрешение неустойчивых ступеней, интервалов, гармонические обороты. Такая настройка должна предварять и сольфеджирование и слуховую работу в ладу.Но со временем, в результате практической работы, стало понятно, что ученикам нужна и слуховая настройка в тональности – короткая или развернутая в зависимости от временных рамок. Наибольший интерес и эмоциональный отклик учеников вызывало исполнение преподавателем какого-либо отрывка из музыкального произведения. Это дало толчок к систематизации произведений из музыкальной литературы по тональностям.Постепенно этот список может дополняться или меняться в зависимости от возрастных особенностей учеников.На первый взгляд может показаться, что момент слуховой настройки на сольфеджио не имеет какой-то значительной роли, а тои вовсе необязателен. Но практика показала, что в результате систематического введения живой музыки на уроке сольфеджио у детей появляется интерес к предмету, а также к инструменту, расширяется музыкальный кругозор, знания о композиторах, стилях, жанрах, закрепляется знание самой музыки, которая останется в их памяти надолго.Кроме того, такие «пятиминутки» или «угадайки» на сольфеджио оживляют занятия, а также повышают авторитет преподавателя, который наизусть (желательно) исполняет отрывки из разных произведений. В дальнейшем это облегчим работу на уроке слушания музыки или музыкальной литературы во время изучения того или иного произведения, музыкальной «угадайки» или викторины. Здесь налицо прослеживается межпредметная связь, что делает урок более полноценным и насыщенным.Безусловно, эффект эмоционального воздействия может быть достигнут при наличии хорошо настроенного инструмента и качественного исполнения, что потребует от преподавателя определенной подготовки.Слуховая настройка на начальном этапе может проходить в виде блиц-«угадайки» из двух разнохарактерных отрывков, при этом таких «пар» может быть и несколько. Например, в тональности До мажор:Прелюдия Баха из ХТКМарш Прокофьева илиХор «Славься» из оперы Глинки илиТема синбадова корабля из сюиты Римского-КорсаковаИнвенция Баха илиТема Пети из симфонической сказки ПрокофьеваОтгаданный пример обычно, оценивается 1 баллом, и если их набирается пять, то можно поставить оценку по слушанию музыки.В дальнейшем можно усложнять такие настройки- «угадайки»:- предложить угадать из 2-х однохарактерных примеров, Например, в тональности ля миноре:Сурок Бетховена илиПесня Сольвейг Грига«Марш львов» Сен-Санс или «Ночной смотр» ГлинкиПолоез Огинского илиМазурка ШопенаДля концентрации внимания можно усложнить задачу:Угадать из 3-х примеров один, либо называть только авторов (например, «Чья музыка сейчас прозвучит Грига или Бетховена?) Правда, такая задача уместна в том случае, если примеры эти уже звучали на уроке неоднократно.На контрольных уроках по сольфеджио, когда проходит индивидуальное сольфеджирование в разных тональностях, слуховую настройку можно выписать на доске (обычно это 4-5 примеров)Например, в тональности Соль мажор:- Моцарт «Маленькая ночная серенада»- Глинка «Я помню чудное мгновение»- Чайковский «Марш» из «Щелкунчика»Или в Ми мажоре:- Шопен. Прелюдия.- Глинка «Жаворонок»- Римский-Корсаков. Тема Шахриара их сюиты «Шахеразада»- Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»- Прокофьев. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»Такая «угадайка» дается перед вокальной настройкой.Устный выпускной экзамен по сольфеджио также проводится с предварительной.