Создание условий для развития творческого воображения дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание условий для развития творческого воображения дошкольников
Автор: Галова Ирина Сергеевна

«Создание условий для развития творческого воображения дошкольников»Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое другое. ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. В рамках ФГОС, среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача - воспитание ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. Ведь результатом развивающего детства является, проектное мышление, как способность понимать задачу и искать пути решения, а не выбирать из предложенного шаблонные ответы.Что такое воображение?Нетрудно догадаться, что, прежде всего, это – умение конструировать в уме новые сочетания предметов и явлений, накопленных опытом человека. Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой.Творческое воображение обеспечивает ребенку возможность ребенку максимально проявлять уже имеющиеся у него свои интеллектуальные способности, а также приобретать новые навыки. Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством.Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.С 2017 года на базе МБДОУ функционирует Федеральная экспериментальная площадка федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Вариативно – развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС ДО» с целью изучения образовательных эффектов реализации моделей вариативно-развивающего образования программы «Тропинки», как инструмента достижения требований ФГОС ДО и развития творческого потенциала личности дошкольника (Приказ министерства образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» от 23.10.2017 № 439 «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»). «Тропинки» - современная программа развивающего дошкольного образования и разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. При этом ее методологическим стержнем выступают выдвинутые в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле.В федеральном эксперименте по внедрению программы Тропинки принимают участие три возрастные группы МБДОУ № 54.Для обеспечения организационно-содержательных условий проведено: - Курсовая подготовка педагогов экспериментальной группы по теме: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка как условие обеспечения качества дошкольного образования»,-Участие в вебинарах по теме эксперимента, проводимые корпорацией Русский учебник, Москва.-Участие в семинарах для дошкольных образовательных учреждений, являющихся экспериментальными площадками "Федерального института развития образования": «Современный детский сад: инструментарий для эффективной организации образовательного процесса», «Проектирование современной образовательной среды как условие повышения качества образования»- Участие во Всероссийском конкурсе «Мы маленькие дети – нам хочется играть!» Всероссийского конкурсного марафона 2018 года «ТРОПИНКИ к успеху: от 3 до 7».- Обновлена предметно-развивающая среда для реализации Программы, которая призвана создавать условия для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности (приобретено: учебно-методические комплекты и рабочие тетради программы «Тропинки» на каждую возрастную группу, игровые наборы Дары Фребеля с комплектами методических пособий и т.д.).В экспериментальных группах МБДОУ № 54 реализуется образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с: основной образовательной программой дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева (60%) и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (40%).Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Особенности программы:
  • «Тропинки» не представляют собой нечто уже готового и «проторенного», ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их.
  • По «тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, «тропинки» приводят ребенка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира.
  • Третья особенность «тропинок» - они пересекаются и тесно переплетаются друг с другом.
  • Только через творческое воображение ребенок может открыть себе мир.В структуру программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и называем «тропинками».В методическое обеспечение Программы включено методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева. Она разработала новые технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие авторских технологии:1. клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;2. ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;3. ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин);4. заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог тому, чему дети научились за месяц;5. проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми;6. дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);7. волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;8. социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;9. развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»).Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.С помощью подобных технологий происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей, а также что немаловажно дети с помощью данного компонента осваивают новые знания и представления.Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста успешно происходит там, где заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.)Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.Экспериментальная работа по апробации программы «Тропинки» В.Т. Кудрявцева еще не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение ее в образовательный процесс даёт положительные результаты.