Модель организации делового сотрудничества с родителями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модель организации делового сотрудничества с родителями
Автор: Окроян Ирина Игоревна

Консультация на тему: Модель организации делового сотрудничества с родителямиВопросы данной касаются актуальной на сегодняшний день проблемы – проблемы развития деловых отношений с родителями воспитанников. И проблема эта актуальна не только для нашего ДОУ, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ДОУ к созданию партнерских отношений с родителями. В настоящее время проблема формирования делового сотрудничества специалистов школ с родителями воспитанников является одной из составляющих государственного социального заказа. Это значит, что воспитатели и специалисты должны выстраивать продуктивные партнерские отношения с семьями своих воспитанников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребенка и с самим ребенком событий.С точки зрения системного подхода семья рассматривается как система, обладающая структурой, границами (внешними и между подсистемами), внутренней иерархией. Как и в любой другой системе, в семье действуют процессы самоорганизации, позволяющие ей приспосабливаться к внешним и внутренними изменениям и развиваться. Одной из важных особенностей семейного системного подхода является то, что при рассмотрения характеристик и свойств отдельных членов семьи не рассматривается функционирование семейной системы в целом.Например, проблема агрессивного поведения ребенка рассматривается на уровне семейного взаимодействия не только как проблема развития собственно самого ребенка, а как симптоматическое поведение, попытка разрешить семейный конфликт, как правило, связанный с супружескими отношениями родителей. В то же время доброта, великодушие, доброжелательность ребенка так же неразрывно связаны с системой отношений в семье. Другими словами, проблема, с которой сталкивается один из членов семьи, влияет на систему в целом (что, в свою очередь, влияет на его личную ситуацию).Все это определяет логику организации делового сотрудничества ДОУ и родителей.Далее проанализируем и обобщим опыт использования в практике нашего учреждения форм и методов работы с семьями воспитанников.В нашем ДОУ сложились разнообразные формы взаимодействия с семьёй:• Проведение совместных праздников• Проведение Дней открытых дверей• Родительские собрания• Беседы воспитателей и специалистов с родителями• Тематические индивидуальные консультации• Родительские тренингиИнтересной и продуктивной формой работы с родителями являются проведение совместных праздников. Организация таких праздников - благодатное дело, которое сплачивает воспитателей, специалистов и родительский коллективы.Проведение Дней открытых дверей, целью которых является знакомство с учреждением, с его структурными подразделениями, показать, как проходят НОД. Это делается для того, чтобы родители в очередной раз убедились в том, что и сад, и семья заботятся об одном - вырастить детей хорошими людьми, подготовить их к жизни.Основной формой коллективной работы воспитателя с семьями, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Вспомним классификацию родительских собраний. Родительские собрания могут быть:• организационными;• текущими или тематическими;• итоговыми;• групповыми и общесадовскими.Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября.Текущие родительские собрания - это собрания с разнообразными повестками дня, подготовка к праздникам, организации субботников и т.п..Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, педагога, ДОУ, актуальностью обсуждаемой темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.Общесадовское родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ДОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определенный промежуток времени.Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с ДОУ является групповое родительское собрание, которое закономерно считается в среде воспитателей не менее сложным «жанром», чем занятия. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей, подводятся итоги работы.Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Вот некоторые правила подготовки родительского собрания.1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.4. Общение воспитателя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы ДОУ с родителями и исходя из запросов родителей группы.Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни группы. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками дошкольников. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма.Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.Следующая форма работы с родителями - тематические и индивидуальные консультации - проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут, а так же могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя, если специалист видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении консультативной работы с семьей. Перечислим основные ее положения.• Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.• Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.• В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.• В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.• Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.• Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.• Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и воспитателя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации еще раз, если в этом будет необходимость.Однако нужно помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям.Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что в современной практике работы ДОУ существует множество различных форм сотрудничества с родителями воспитанников, самыми действенными из которых и активно формирующими родительское мнение являются родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации и тренинги.Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому педагог должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление.