Интегрированное занятие по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста
Автор: Гусева Елена Анатольевна

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группына тему: «Новости из Простоквашино»Образовательная область:«Речевое развитие».Форма НОДинтегрированное Подготовила:Гусева Елена Анатольевна,учитель-логопедвысшей квалификационной категорииЦель: развивать элементарную осознанную речевую активность при составлении повествовательного рассказа.Задачи: Образовательные:
  • Упражнять в лексическом оформлении высказывания.
  • Закрепить употребление слов, обозначающих профессии: журналист, репортер, телеведущий.
  • Упражнять в точном выборе слов, использовании предложений разных типов, программировании повествования.
  • Продолжить развивать базальную основу речедвижений.
  • Закреплять представления о композиции повествования.
  • Развивающие:
  • Продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, перцептивные действия, внимание.
  • Воспитательные:
  • Продолжать воспитывать умения работать в коллективе.
  • Продолжать воспитывать внимательное отношение к речи товарища.
  • Учить распределять обязанности, договариваться.
  • Предварительная работа:Чтение сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино»; просмотр одноименного мультфильма; беседа по теме «Кто работает на телевидении»; дидактическая игра «Собери-ка».Оборудование: модель телецентра; микрофон; аудиозапись с музыкой из мультфильма «Трое из Простоквашино»; «письмо кота Матроскина»; три серии сюжетных картинок о новых приключениях дяди Федора, кота и собаки, модель повествования.В интеграции:
  • «Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), работа в тройках (распределение обязанностей), формирование нравственных ценностей (забота о других, оказание помощи, самооценка);
  • «Физическое развитие»: формирование потребности в двигательной активности, через здоровьесберегающие технологии (речедвигательные упражнения);
  • «Познавательное развитие»: расширение кругозора детей по теме «Кто работает на телевидении».
  • План реализации НОД
  • Создание речеактивизирующей ситуации.
  • Вводно – организационный этап рганизация направленного внимания):
  • Отгадывание загадки о телевизоре.
  • Ответы на вопрос «Для чего нужен телевизор?»
  • Закрепление слов, обозначающих профессии: журналист, репортер, телеведущий.
  • Мотивационно – побудительный этап
  • Предложение создать телепередачу.
  • Дидактическое упражнение «Кто там».
  • Работа с дидактическим текстом «письмо кота Матроскина».
  • II.Развитие действий внутреннего программирования.
  • Актуализация структуры повествовательного высказывания.
  • III. Создание условий для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи.
  • Физминутка «Кот Матроскин нас зовет» - речедвигательные упражнения.
  • IV. Активизация языкового оформления высказывания
  • составление рассказов по серии картинок – работа в тройках.
  • рассказы историй в телепрограмме «Новости из Простоквашино»
  • V. Заключительная часть
  • Анализ, самооценка.
  • Этап рефлексии - итог занятия.
  • Ход занятия
  • Создание речеактивизирующей ситуации
  • -Придумано кем-то просто и мудро,При встрече здороваться «Доброе утро». (здороваемся с гостями)-Ребята, я сегодня услышала загадку и смогла ее отгадать, а вы? Послушайте ее.Вот так дом: Одно окно,Каждый день в окне—кино.Живет в нем вся Вселенная,А вещь — обыкновенная. (Телевизор)- Для чего нужен телевизор?Дети. Смотреть мультфильмы, сказки, кино, концерты, узнавать новости.Учитель-логопед. А откуда на экране телевизора появляются репортажи для программ? Кто же готовит их?Дети. Репортеры, журналисты, телеведущие, операторы.Учитель-логопед -Предлагаю вам стать работниками телестудии «Звездочка» и создать передачу «Новости». Только о чем будут наши новости?Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино».Догадались, о ком пойдет речь? (Дети перечисляют героев)Работа с дидактическим текстом.Учитель-логопед. -Помните как кот Матроскин и пес Шарик писали письмо родителям дяди Федора и все перепутали? Вот послушайте, что они написали и исправьте ошибки. «Дорогие родители! Мы вас громко, громко любим. У нас все весело. Шарик тут дрова пилил недавно, на земле пилилки валяются. Дядя Федор музыку слушает шепотом, чтобы почтальону Печкину не мешать. Я – Кот Матроскин каждый день сильно за хозяйством смотрю. Приезжайте к нам в гости».Дети находят неправильно употребленные слова и исправляют их.
  • Развитие действий внутреннего программирования.
  • Учитель-логопед. -А сейчас мы придумаем интересные истории о жителях Простоквашино и расскажем о них в выпуске Новостей. А чтобы история получилась интересной, предлагаю вспомнить, из каких частей она состоит. На интерактивной доске появляется модель повествовательного высказывания. Дети называют последовательноcmь рассказа.Дети. 1. В каком месте? Где и когда началась история?2. Кто главный герой? Какой он?3. С чего началась история?4. Что происходило: с кем встречался главный герой, что делал?5. Чем закончилась история? -Вот мы и вспомнили все части рассказа, а сейчас Кот Матроскин нас зовет(физминутка)III. Создание условий для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи.Кот Матроскин нас зоветВыйти вместе в огород, Дети ходят по кругу.Пошалить и поиграть,С ним на травке поскакать. Прыгают на месте.Посмотри в небо, дети,Облака плывут, как лебеди, Изображают руками крылья лебедя.А вот это тоже,На замок похоже. Изображают кистями рук замок.Вот Каркуша прилетела,Свою песенку запела, Произносят «кар-р-р».Шарик видно огорчен,Он рычит на диких пчел. Произносят звук [р].Собираемся в кружок, Ходят по кругу.Не опаздывай, дружок.Мы идем вперед,Приключение нас ждет.IV. Активизация языкового оформления высказыванияУчитель-логопед. -Новостей интересных много, давайте разделимся на 3 команды и каждая команда приготовит свой репортаж о жителях Простоквашино для программы «Новости». А чтобы узнать, о ком будет репортаж, соберем разрезные картинки. (дети собирают картинки стоя у стола)-Кто у вас получился? Герои интересные, их много. (дети называют героев)-Чтобы подобрать слова для описания вашего героя, предлагаю взять интервью друг у друга в форме синквейна. (схема на экране)Учитель-логопед. -На столах у вас лежат серии картинок для составления рассказа о приключениях героев из Простоквашино. Вам нужно правильно разложить картинки и придумать истории. Не забудьте проверить последовательность истории на столе с картинкой в компьютере. Журналисты каждой команды будут рассказывать истории по очереди. Подготовьтесь к репортажу.Учитель-логопед. -Истории готовы, пора выпускать программу «Новости» в эфир. -Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире «Новости из Простоквашино», передаю слово журналистам Марии и Вадиму. (дети по очереди рассказывают историю, логопед переключает слайды)V. Заключительная часть
  • Анализ, самооценка.
  • Ну что, ребята, вам понравилось быть журналистами?
  • Истории журналистов, мне кажется были интересные. Вот тебе, Вадим, какая история понравилась?
  • Что особенно запомнилось?
  • Этап рефлексии - итог занятия,
  • Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными и умными ребятами. Я хочу поблагодарить вас за то, что мы сейчас вместе. Я буду называть какой-то элемент вашей одежды, внешности, а вы попробуете узнать себя. (Я хочу сказать спасибо мальчику в синей кофте, он сегодня превосходны произнес звук р и т. д) Наша дружба стала еще крепче, а настроение улучшилось.
  • Я вижу, что вам понравилось работать в нашей телестудии «Звездочка», мы обязательно продолжим создавать новые выпуски новостей и других телепрограмм.
  • Мы продолжим работу нашей телестудии
  • Я с удовольствием расскажу нашим воспитателям о нашем занятии.