«Сложение и вычитание чисел первого десятка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сложение и вычитание чисел первого десятка»
Автор: Макеева Татьяна Алексеевна

Конспект занятия по математике «Сложение и вычитание чисел первого десятка» в подготовительной группе Цель: пробуждать интерес к предмету математике посредством меж предметной связи с устным народным творчеством.ЗадачиОбразовательные:
  • закрепить представления детей о последовательности дней недели, частей суток, названии весенних месяцев;
  • закрепить знания цифр, упражнять в обратном счёте в пределах 10, в счёте в пределах 20; уметь называть соседей числа;
  • продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;
  • закрепить ориентировку на листе бумаги, представления о составе числа 8,
  • навыки сложения, вычитания и сравнения чисел первого десяткаРазвивающие:
  • развивать навыки логического мышления, сообразительность, внимание, смекалку.
  • Воспитательные:
  • воспитывать умение  работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
  • воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
  • воспитывать у детей устойчивый интерес к математике.
  • Методические приемы:
  • вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  • самостоятельная работа на карточках;
  • индивидуальные и хоровые ответы;
  • игры с мячом, счет вслух;
  • работа с пособиями
  • поощрение и похвала детей.
  • Предварительная работа:
  • чтение сказки «Царевна-лягушка»; составление карточек-заданий.
  • Материалы: экран, проектор, демонстрационный материал на компьютере; для детей: схема дома на состав числа 8; бумага в крупную клетку, цветные карандаши, счётные палочки, карточки с заданиями.Ход занятия:Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).Встали ровненько ребята,Слушайте внимательноВы к занятию готовы? (Дети: «Да!»)Здравствуй, математика!- А как вы считаете Математика предмет – интересный или нет?- Почему вы считаете, что интересно?- А кто думает, что математика не интересный предмет?- А давайте мы сегодня это проверим!Разминка (с мячом)- Сейчас день или вечер?- Какие части суток ещё есть?- Сколько дней в неделе?- Какой сегодня день недели?-Какой был вчера?- Какой будет завтра?- Сколько в неделе выходных?- Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника;- Сколько ушей у двух кошек?- Сколько глаз у светофора?- Какое сейчас время года?- Назовите все времена года;- Сколько пальцев на двух руках?- Сколько лап у двух собак?- Какой сейчас месяц?- Сколько месяцев в году?- Назовите их по порядку;- Назовите зимние месяцы (весенние, летние, осенние);- Сколько солнышек на небе ночью?-А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;- Сейчас наоборот от 10 до 1;- Попробуем назвать цифры от 1 до 20.Воспитатель: Ребята вы любите сказки? Присаживайтесь и слушайте. (Слайд 1)Воспитатель: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда иди, где искать? Кто похитил Василису? Ребята, хотите помочь Ивану-царевичу? Кто похитил Василису мы узнаем, если выполним задания .Но нужно быть внимательным: слушать воспитателя, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.(Слайд 1)Задание. Расположить карточки с числами в порядке возрастания слева направо. Один ребенок работает у доски, остальные выкладывают числовой ряд на столе. (Слайд 3)(Проверка: слайд 4) А сейчас покажите пропущенные числа, назовите соседей числа?(Слайды 5-6)Воспитатель: Иван-царевич отправился в путь. Долго он шёл, вышел на распутье дорог. На придорожном камне надписи:6+3 7-1 4+2 Воспитатель: Нам нужно определить направление дорог и выбрать правильную. Задание: Придумать и решить по этим примерам задачи. Какая задача будет самая интересная, в ту сторону и идти. (Вспомнить, из каких частей состоит задача) (Слайд 7)Воспитатель: Долго шёл Иван-царевич по выбранной вами дороге и, наконец, вышел на лесную поляну. А там стоит избушка на курьих ножках. Жилище Бабы-Яги. Что должен сказать Иван-царевич, чтобы избушка к нему повернулась? (Слайд 8)Задание: Постройте избушку из 10 счётных палочек к лесу передом, а затем переложите две палочки, чтобы она была, к лесу задом, а к Ивану передом.лайды 9-10) Баба-Яга рассердилась на Ивана, что потревожил её. Согласилась помочь, только если он отгадает её задания.На воде две уточкиВо дворе две курочкиДва гуся в прудуДа индюк в садуСколько птиц всего?Считайте да ответ мне называйтеДети: семь.Ёжик по грибы пошёл4 рыжика нашёл2 положил в корзинуОстальных-же-на спинуСколько рыжиков несёшьНа себе колючий еж?Дети: два.Шесть весёлых медвежат За машиной в лес спешатНо один малыш усталОт товарищей отсталА теперь ответ найди:Сколько мишек впереди?Дети: пять.Воспитатель: Баба-Яга дала Ивану-царевичу волшебный клубочек. Но он устал, давайте вместе с ним отдохнём.Физкльминута.Раз подняться подтянутьсяДва согнутся разогнутся.Три-в ладоши три хлопкаГоловою три кивкаА четыре руки ширеПять- руками помахать.Шесть на место тихо сестьВоспитатель: Волшебный клубочек привёл Ивана-царевича к пещере Змея Горыныча. Чтобы победить Змея вы должны помочь Иванушке.«Слуховой диктант»Задание: Нарисуйте голубой круг в правом верхнем углу, красный квадрат в левом нижнем, зелёный треугольник - в правом нижнем, жёлтый овал - в левом верхнем углу, а оранжевый прямоугольник в середине. (Слайд 13-сравнивают с экрана)Воспитатель: Молодцы, ребята! А Иван-царевич уже в пещере Змея Горыныча, нашёл он там волшебный сундук, а открыть его не может. Нужно ему снова помочь. Задание: Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 8. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 7, а какое число должно жить рядом? 1. (Дети выполняют, слайды 14-15). Молодцы, справились и с этим заданием.Воспитатель: Достал Иван-царевич из сундука меч (слайд 16) и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок стоит на высокой горе, крутой и непреступной. Эта гора волшебная. Чтобы добраться до замка Кощея, нужно выполнить другое задание: решить примеры на камнях (Слайд 17)Взобрался Иван-царевич на эту гору устал, решил отдохнуть.Физкльминута.Пять пальцев на моей руке.Они всегда помогут мне:Они на дудочке сыграют, Мяч бросают, бельё стирают,Пол подметают, щиплют, ласкают-Пять пальцев на моей руке.Воспитатель: В замке Кощея много башен. В одной из них он спрятался. В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая. Кощей не в самой высокой башне. Где же он?Воспитатель: Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты сумел до замка добраться выполни и мои задания, и Василиса твоя! Если не выполнишь - голова с плеч» Задание: сравнить числа первого десятка.(Слайд 19- дети выполняют и сравнивают) ИтогВоспитатель: Вот наконец-то нашёл Иван-царевич свою Василису Прекрасную, помогли вы ему ребята своими знаниями и умениями. (Cлайд 20)то мы сегодня делали? Какие задания выполняли?Дети:1.Закрепили времена года, дни недели, время суток.2.Мы помогали Ивану-царевичу найти Василису Прекрасную3.Повторили прямой и обратный счет, называли соседей числа.4.Составляли арифметические задачи.5.Строили из 10 счётных палочек дом-избушку.6.Писали слуховой диктант.7.Повторили состав числа 8.8.Решали примеры на сложение и вычитание.9.Сравнивали числа.Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось помогать нашим героям?