Рабочая программа психолога «КИНОТЕРАПИЯ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа психолога «КИНОТЕРАПИЯ»
Автор: Пастухова Ирина Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Мастерок»Рабочая программа психолога«КИНОТЕРАПИЯ» по работе с родителями, педагогами.Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленный на личностный рост и развитие участниковУчастники: программа кинотерапии ориентирована на родителей и воспитателей.Этапы реализации: организационный, практический, аналитическийОтветственный педагог-психолог 1к.к:Пастухова И.В.Абакан 2018г.АктуальностьКино – это искусство, давно известное каждому из нас, но мало кто задумывался над тем, что кино может быть еще и лекарем души!В Федеральном государственном стандарте общего образования, развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности.В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.Очень важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. В связи с этим, встает задача создания условий для свободного выбора форм, способов самореализации учащихся, на основе освоения общечеловеческих ценностей.Поэтому, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.Кинотерапия — современное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики. В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни.Кинотерапию можно рассматривать как инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями.Человечество давно придумывает способы взглянуть на свой внутренний мир со стороны, определить причины и мотивацию своих собственных поступков. Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию людей. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности. Быть может, скоро и у нас появятся психологи, излечивающие своих пациентов мировым кинематографом.Кинотерапия – средство развития личности, доступное всем. Известно, что с помощью просмотра фильмов можно стать спокойнее, умнее и даже опытнее.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫДанная программа составлена с учетом:Требований, описанных в документах:Закон РФ "Об образовании"№ 273-ФЗ 01.09. 2013 г.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. Конвенция ООН о правах ребенка.Конституция РФ;Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)Приказ Министерства здравоохранения РФ «О психотерапевтической помощи» от 16.09.2003 г. № 438.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва).МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕВпервые термин «терапия искусством» (арт-терапия) был использован А. Хиллом в 1938 году. Эффективность применения искусства в контексте психологической работы обосновывается тем, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.Огромный вклад в кинотерапию внес Британский психотерапевт Берни Вудер, он совершил прорыв в области лечения различных эмоциональных проблем. Вудер предложил избавляться от них с помощью художественных фильмов.Разработке своего метода он посвятил более 10 лет. За это время Вудер подвергался насмешкам коллег и чуть ли не остракизму со стороны медицинского сообщества, но проявил завидную настойчивость и последовательность, а главное – ему удалось добиться конкретных положительных результатов.Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по–своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.Если десять человек, посмотревших один и тот же фильм, соберутся вместе обсудить его, то в процессе обсуждения непременно обнаружится, что они как будто посмотрели десять разных фильмов, причем каждый увидел фильм о своей собственной жизни.Человек во время сеанса кинотерапии получает возможность посмотреть интересный фильм и стать участником обсуждения, где при желании имеет возможность поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями, возникшими во время просмотра фильма.Обсуждая «свой» фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым свое понимание и видение мира, а может быть, и изменить взгляд на те или иные проблемы.Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы. Однако при определенных проблемах бывает полезен просмотр конкретных фильмов.Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Зарубежный и отечественный кинематограф широко представлен во всех масс медиа. Порой они активно навязывает обществу безнравственные, ассоциальные и нереальные эталоны поведения вследствие чего оказывают негативное влияние на становление интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта, основанного на свободе выбора, критическом мышлении и осознанных морально-нравственных предпочтениях.В настоящее время особо остро стоит вопрос психологического сопровождения детей группы риска. Как правило, такие дети испытывают трудности в обучении, общении и социализации. С ними требуется как индивидуальная, так и групповая коррекционно - развивающая работа. Метод кинотренинга представляется наиболее экологичным со стороны влияния на сознание учеников в то же время доступным и интересным для них.Цель программы: повышение психологической компетентности педагогов и родителей.В связи со столь богатыми возможностями, которые предоставляет кинематограф для оказания психологической помощи, Т.И. Сытько выделяет следующие цели, которые определяют вид кинотерапии и, соответственно, особенности ее проведения:1. Развитие психологической компетентности. В задачи этого вида кинотерапии входит знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.2. Развитие эмоциональной сферы. Этот вид кинотерапии ставит своей задачей обучить клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).3. Развитие навыков решения проблем. В данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы (например, пятьдесят способов признаться девушке в любви).4. Снятие стресса. Как видно из названия, такая кинотерапия позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.5. Самоанализ. В сущности это направление наиболее полно отражает понятие "кинотерапия", так как именно здесь задачами являются обучение навыкам глубокой рефлексии, самоосознания и самоанализа, а также психотерапевтическая проработка психологических проблем..Задачи:- отреагирование актуальных на данный момент чувств участниками группы;- осознание участниками своих мыслей, действий, чувств;- осознание связи между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;- развитие эмпатических способностей участников группы;- развитие способности анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;- расширение чувствительности восприятия себя, других людей и окружающего мира;- расширение собственной картины мира и возможностей реагирования на вызовы действительности;- углубление понимания замысла и аудио-визуальных средств его выражения режиссером.Используемые методы работы кинотерапии:- видеопросмотр;- групповая дискуссия;- разбор конкретных ситуаций;- групповое обсуждение;- информирование.Различные уровни анализа фильма:- интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;- работа с символами и их возможными смыслами;- проекция, как основной механизм восприятия киноматериала;- спонтанное обсуждение;- кинофильм, как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;- кинофильм, как средство эффективной саморегуляции;- кинофильм, как вспомогательный метод в психологическом консультировании;- кинофильм, как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;- кинофильм, как тренажер для решения проблем;- кинофильм, как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.НОВИЗНА ПРОГРАММЫШирокий спектр различных проблем подтолкнул на поиск нетрадиционных подходов в организации психолого-педагогической работы, а именно, - использование возможностей кино в сопровождении семей «группы риска».Особенностью программы кинотерапии является возможность вовлечения родителей, в коррекционно-развивающую работу. Кино позволяет участнику тренинга посмотреть на свои действия и поступки через призму чужих проблемУСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯСпецифика образовательной организацииАнализ итогов социальной диагностики микросоциума показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):Средним уровнем общей культуры;Наличием неблагополучных малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребёнка;Вместе с тем, больший % семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них незначительный % родителей способных глубоко изучить способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать с педагогом - психологом, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.Характеристика участников:Программа кинотерапия предназначена для педагогов и родителей:- кинотренинг для педагогов по развитию эмпатии и повышения психологической компетентности педагогов»- кинотренинг для родителей, с нарушениями детско-родительских отношений.Распределение функционала и нагрузки специалистов:Тренинг кинотерапии могут использовать в своей работе не только педагоги-психологи, но и воспитатели.Описание способов, гарантирующих соблюдение основных прав участников:Принципы организации тренинга:1.Организация работы в интерактивном ключе, через построение диалога.2.Постоянный состав группы.3.Проведение занятия в достаточно оптимальном темпе.4.Искренность и открытость.5.Конфиденциальность.6.Принцип Я – высказываний7.Принцип безопасности – положительная оценка.Материально-техническое обеспечениеДля проведения кинотренинга: DV-плеер, (компьютер) расположенный в удобном для просмотра месте, экран, проектор, диск с выбранным фильмом (электронный носитель).МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИАлгоритм проведения тренинга кинотерапииПервый этап кинотерапии - организационный.1. В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут и 30 минут на обсуждение фильма.Второй этап – практический - просмотр фильма.2. Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:- образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;- позитивность или негативность динамики фильма и музыки;- эмоциональные и физиологические переживания;- стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.;-после просмотра фильма допускается перерыв (отдых) на 5-7 минут.Заключительный этап – аналитический - обсуждение фильма.3. Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.4. Участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей.Количество участников: 10-15 человек.Продолжительность: 30мин.-1.5часаВводные рекомендации:- фильм в любую минуту можно остановить, вернуть кадр, т.е. использовать самые разные методические приемы в анализе, что невозможно в реальной действительности;- фильм дает уникальную возможность анализировать символику и «культурный язык», которые в более стертой и неявной форме присутствуют в жизни;- фильм зачастую предлагает позитивные сценарии решения проблемы, которые не проявляют себя в реальной жизни.Ожидаемые результаты, что получат участники:- расширение знаний о психологических концепциях личности, мотивации поведения;- развитие самопознания через соотнесение особенностей своей личности с образами, поступками и чувствами героев фильма;- развитие понимания других людей с помощью соотнесения своего видения мира с позициями других участников группы;- улучшение отношения к себе, другим людям, окружающей действительности в результате понимания и принятия сложности и многообразия мира;- развитие способности регулировать свои эмоциональные реакции и поведение.Приложение 1.Рекомендуемые фильмы для проведения кинотренинга с педагогами и родителямиПриложение 2Схема анализа фильмов1.О чем говорит фильм?1.1.Каково общее впечатление от фильма? Какие мысли и чувства он вызывает и почему?1.2. Какова основная тема фильма?1.3. Приходит ли фильм к какому-либо явному утверждению, выводу и если да, как это выражено?1.4. Есть ли в фильме неявный подтекст, предубеждения или допущения?1.5. Каково отношение автора к снимаемой реальности? Каковы цели автопа? Каковы задачи фильма по отношению к реальности?1.6. Как показаны люди – как личности, «типы», представители неких социальных общностей; в каких группах показаны люди – в семьях, в группах по полу, по ролям и т.п.2. Как автор говорит это?2.1. На какое восприятие рассчитан фильм в большей степени – интеллектуальное или эмоциональное ( т.е. этот фильм больше для ума иди чувств)?2.2. Как в фильме представлены время и пространство? Где происходит действие? Как изменяется пространство во время фильма? Какой период времени захватывает фильм?2.3. Вызывает ли фильм ощущение исчерпанности темы или ощущение недосказанности? Какими средствами это достигается?2.4. На какую аудиторию ориентирован фильм?2.5.Насколько фильм кажется типичным для возраста или представления проблемы?2.6. Дает ли фильм зрителю возможность самому думать и делать выводы?2.7. Какие самые яркие сцены и фразы из фильма вы запомнили?2.8. Какие идеи и находки фильма могут пригодится вам в вашей жизни.?Используемая литература:1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. 2. Евгений Махлин, семейный психолог, психотерапевт : help4family.ru3. Bestforum.7bk.ru4. Светлана Савостьянова, психолог, бизнес-тренер5. Forum.detskie domiki.ru6. Инсурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе7. Баженова Л.М. «В мире экранных искусств», ВИПК, Викинг, 1992 г.8. Баранов О.А. «Экран становится другом», М.Просвещение, 1979 г.9. Бондаренко Е.А. «Диалог с экраном». Учебное пособие, 1994 г.10. Левшина И.С. «Подросток и экран». М.Педагогика, 1989 г.11. Пензин С.Н. «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987 г.