Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через досуговую деятельность»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через досуговую деятельность»
Автор: Денисова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» муниципального образования город Ноябрьск(МБДОУ «Колокольчик»)Семинар-практикум«Художественно-эстетическое развитие дошкольниковчерез досуговую деятельность»Подготовила:воспитатель высшей кв. к.Денисова Е. Н.Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его творческого развития.Существенным и основным элементом культурно-досуговой деятельности является игра.Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть — это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры.Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организация досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников.Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.В последние годы наметилась новая тенденция – вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования через разного рода кружки.Для развития творческого потенциала дошкольников в продуктивной досуговой деятельности необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей два взаимосвязанных этапа:• развитие познавательного интереса детей к продуктивной деятельности, освоение базовых умений в разных ее видах;• сотворчество педагога и ребенка в продуктивной досуговой деятельности.Раскрытие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постепенно меняется:•педагог-носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга;•педагог-координатор досуговых замыслов и взаимодействий;•педагог-партнер сотворчества, содеятельности в досуге,•педагог - демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса досуговой деятельности.Это принципы:детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов досуговой деятельности;увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;сотрудничества «педагог-ребенок» - сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний;гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности;Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.Ребёнок воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Ребёнка нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.• Методы игры и игрового тренинга. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.• Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.• Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».• Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.• Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.• Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс.Совместная деятельность проявляется в:• оформлении эскизов костюмов для детей;• консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику;• участии в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала;• участии в играх, аттракционах, отгадывании загадок.Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.В процессе проводимой работы по досуговой деятельности предполагается, что дети:• научились перевоплощаться в образы сказочных героев;• приобрели чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослому;• приобщились к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству;• с желанием принимают участие в праздничных выступлениях;• стремятся участвовать в творческой деятельности, познавать новое;• научились самовыражаться в творчестве;• находить новые решения в процессе деятельности.Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника. Детский досуг в дошкольном учреждении – это один из видов деятельности, осуществляемый в коллективе. В совместной досуговой деятельности происходит формирование многих качеств маленькой личности, а самое главное – чувство коллективизма, столь нужного в дальнейшей школьной жизни.Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении:- отдых - самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, непринужденная беседа с взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольника фильмов и передач по ТВ;- созерцание - природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов;- развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;- праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые;- самообразование - игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения; творчество — в разных виды досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах.Вывод: Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности.Проникновение досуговой деятельности в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.Многообразные виды досуговой деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей в дошкольном учреждении и дома. Они являются важными составляющими деятельности детей, позволяя формировать и развивать их характер и личность. При этом открывается уникальная возможность сделать акцент на развитии досуговой культуры новых поколений, требующей специального внимания и заботы со стороны педагогов, родителей, родственников и взрослых.Список литературыДетство: Примерная образовательная программа дошкольногообразования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.2. Зацепина М.Б. Досуг и творчество // Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». М.: Пед. общество России, 2000.3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. 2003, №11.4. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду //Дошкольное воспитание. 2003, № 12.5. Зацепина М.Б. Работа с родителями / Сб. программ «Педагог дополнительного образования». М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. (6. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.8. Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.9. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991.10. Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание / Избр. пед. соч. М., 1984.11. Поддъяков H.H. Воспитывать интерес к знаниям // Семья и школа. 1983. № 1.