"Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
Автор: Салтымакова Анастасия Николаевна

Методическая разработка на тему :« Методические рекомендации по проведению Мастер – класса, с элементами практического показа».Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта ,представляющий собой разработанный оригинальный метод или авторскую разработку,опирающуюся на свои принципы и имеющие определённую структуру.Эффективность передачи знаний и умений,практического показа,обмена опытом обучения и воспитания обусловлена тем,что центральным звеном является демонстрация методов освоения и приёмов определённого содержания при активной роли всех всех участников занятия.В процессе проведения занятия идёт обсуждение методической темы и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников Мастер – класса,так и со стороны педагога,ведущего Мастер – класс.Основными особенностями Мастер – класса являются:
  • Новый подход к методам обучения,к демонстрации современных приёмов и навыков;
  • Использование метода самостоятельной работы в теоретической и практической части занятия,позволяющие провести обмен мнениями;
  • Создание условий для включения всех в активную профессиональную и творческую деятельность;
  • Постановка проблемной задачи и решение её через использование различных ситуаций;
  • Использование приёмов ,раскрывающие творческий потенциал как педагога,так и участников Мастер – класса.
  • Рекомендательный характер форм,методов,технопогий работы предлогаемых педагогом;
  • Предоставление возможности каждому участнику на основе своего профессионального опыта,путём обобщения фактов,наблюдений,самостоятельно приходить к определённым выводам,находить верные решения,используя методический материал;
  • Использование в качестве основных форм взаимодействия преподавателя и участников сотрудничество и совместный поиск.
  • Мастер – класс должен демонстрировать конкретный методический приём или метод ,методику преподавания,технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий ,направляющих деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы,одновременно предоставляя каждому свободу выбора путей исследования,средств для достижения цели,темпа работы,творчества и профессионализма в процессе.Мастер – класс должен начинаться с актуализации знаний по предлогаемой проблеме,что позволяет расширить теоретические представления и практические навыки каждого участника.Всякая деятельность в группе представляет сопоставление,сверку,оценку,коррекцию окружающими его индивидуальных ипрофессиональных качеств.Проводя Мастер – класс ,педагог не должен стремиться только передать знания.Он обязан задействовать участников в процесс,сделать их активными,разбудить в них то,что скрыто даже для них самих,понять и устранить то,что иммешает в саморазвитии.Всезадания педагога и его действия направлены на то,чтобы подключитьвоображение участников,создать создать атмосферу творчества.Педагогу необходимо создать атмосферу открытости,доброжелательности,сотворчества в общении.Работая вместе совсеми,педагог равен участнику Мастер – класса в поиске знанийи способов деятельности.Во взаимоотношениях с коллегами или студентами педагог долженприменять определённый стиль,проявляя свои личностные качества:коммуникабельность,общекультурное развитие,интеллигентность,взгляды,убеждения,мировоззрение,характер,волю,темперамент,профессионализм,творчество и др.Критерии эффективности подготовки и проведения Мастер – классазаключаются и состоят из следующих компонентов: выделение проблемы; актуализация знаний , практических приёмов и навыков в данной проблемной ситуации, объединение в группы для решения проблемы;работа с материалом;представление результатов работы;обсуждение и корректировка результатов работы.Системообразующим элементом Мастер – класса является проблемная ситуация – начало ,мотивирующее творческую деятельность каждогоучастника.В данном задании – это знание технологического процесса выполнения кулинарных блюд и практическое выполнение их.Проблемная ситуация в нашем случае характеризует определённое состояние участника,возникающее в процессе выполнения задания,которое требует открытия новых знаний о предмете,о новых и современных технологиях,способах или условиях выполнения определённых действий. Вопросы должны занимать,волновать ум исследователя,быть в круге его интересов.Важнейший элемент технологии Мастер – класса – групповая работа.Педагог должен корректировать состав группы,регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников.Педагог разбивает задание на ряд задач.Группам предстоит придумать и произвести их решение и практическое выполнение.Причём,участники свободны в выборе метода,темпа работы,пути поиска.Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения,дано право на ошибку и на внесение корректив.Результатом проведения Мастер – класса являются следующие показатели творческой и индивидуальной деятельности участников:1.Презентативность : Выраженность инновационной идеи,уровень её представленности,культура презентации идеи,популярность идеи в педагогике,методике и практике образования.2.Эксклюзивность : ярко выраженная индивидуальность.Выборполнота и оригинальность решения инновационных идей.3.Прогрессивность : Актуальность и научность содержания и приёмов обучения,наличие новых идей,выходящих за рамки стандартов и Соответствующих тенденциям современного образования и методикеОбучения предмета,способность не только к методическому,но и к научному обобщению опыта.4.Мотивированность : Наличие приёмов иусловий мотивации,включение каждого в активную,творческую деятельность по созданию новых приёмов деятельности на занятии.5.Оптимальность : Достаточность используемых средств на занятии,их сочетание,связь с целью и результатом.6.Эффективность : Результативность,полученная для каждого участника Мастер – класса.Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.7.Технологичность : Чёткий алгоритм занятия,наличие оригинальных приёмов актуализации,проблематизации,приёмов поиска и открытия,Удивления,озарения,рефлексии.8.Артистичность : Возвышенный стиль,педагогическая хоризма,Способность к импровизации,степень воздействия на аудиторию,Степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.9.Общая культура : Эрудиция,нестандартность мышления,стиль общения,культура интерпретации своего опыта.При подготовке Мастер – класса следует обратить внимание на то,Что в технологии проведения Мастер – класса ,главное – не сообщить И освоить информацию,а передать способы деятельности,будь то приём,метод,методика или технология.Передать продуктивныеСпособы работы – одна из важнейших задач педагога.ПозитивнымРезультатом Мастер – класса можно считать результат,выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решенияПедагогической проблемы ,в формировании мотивации к самообучению,самосовершенствованию,саморазвитию.