«Активные формы взаимодействия с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Активные формы взаимодействия с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста».
Автор: Корытко Наталья Михайловна
Доклад из опыта работы «Активные формы взаимодействия с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста». Материал подготовила воспитатель: Корытко Наталья Михайловна. Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Ребенок подрастает и поступает в детский сад. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательной организации, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Чтобы родители стали помощниками педагога, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми. С другой стороны, отмечаем и то, что современные родители образованы. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Именно по этой причине мы ориентируемся на поиск эффективных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей и способствуют формированию активной родительской позиции. Работу с родителями в нашей группе реализуем через разнообразные формы. Используем как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников. К ним относятся: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые.Информационно-аналитические формыанкетирование, опрос.Цель и назначение использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информаций. Популярностью в нашей группе пользуется Наглядно-информационная формавыпуск брошюры, информационные стенды, папки - передвижки, выставки.Цель и назначение использования: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Так как родители, в силу своей занятости, не всегда охотно ознакамливаются с необходимой информацией или не посетили интересное мероприятие, мы решили выпустить брошюры. «Осенний бал», «Дорожная безопасность» то есть с одной стороны листа информация, с другой фотографии детей с проведённых мероприятий. В уголке для родителей, отражены материалы информационного характера: правила для родителей, режим дня, объявления различного характера, информационные папки, информационные листы, "Объявления для родителей". Самое главное стараемся подобрать материал, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Активной и эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки по тематическим неделям. Например, выставка детских работ «Осень золотая»: выполненные работы были отправлены на различные детские конкурсы - 12 детей заняли призовые места. Выставки работают, демонстрируя родителям важный раздел программы.Познавательные формы:дни добрых дел или акции; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями; практикумы, консультации, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме.Цель и назначение использования: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная и активная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.Наши беседы отвечают определенным требованиям: - быть конкретными и содержательными;- давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;- пробуждать интерес к педагогическим проблемам;- повышать чувство ответственности за воспитание детей. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, мы стремимся дать квалифицированный совет. Чтобы ответить на их интересующие вопросы, в группе созданы папки по работе с родителями по пяти направлениям (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие). Например, «Игра в общении дошкольника, «Выходной день с семьёй», «Экскурсии и прогулки в природу», «Как развивать у детей любознательность» и др. Активное участие принимают в пополнении информационно – консультативных папок: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра. Активность и интерес родители проявили на первом родительском собрании. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, а современные родители не хотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Мы решили поменять форму проведения родительского собрания. Придумали оригинальное нестандартное название: «Милости просим в гости к нам!»Оформили развивающую среду в русском стиле. Информацию предоставили родителям в игровой форме. Все родители поддерживали диалог в процессе всего собрания с педагогами и друг другом, не боялись высказываться, вносили свои предложения. Хотелось бы отметить дни, когда проходили акции в группе. «Помоги книжке попасть на полку!» С каким желанием дети самостоятельно выбирали себе книги, чтобы подклеить её дома вместе с родителями. Очень приятно было вечером наблюдать за родителями, как они поддерживали своих детей и планировали поработать вместе. А на следующий день, дети, перебивая друг друга рассказывали: Кто помогал? Что сделал самостоятельно. Что нового узнал из этой книги. Когда наступил по календарю «Синичкин день» мы с ребятами пришли к единому мнению «Сделать кормушки для птиц». Опять успех! Ребята с родителями (папами) смастерили кормушки, скворечники из разного материала. У каждого была хороша и практична по - своему. На прогулке плотник помог ребятам прикрепить домики. Теперь ребята наблюдают за птицами, так как регулярно подсыпают корм для птиц. Досуговые формыПраздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках.Цель и назначение использования: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. День знаний, День пожилого человека, День Матери, Новый год – это те праздники, которые стали традиционными в нашей группе. В эти дни проходит много интересных событий: конкурсы, соревнования, выставки, награждения, и многое другое. Праздники украшены сюрпризами, а также музыкальными выступлениями детей. Такие праздники объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями. Ведь дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Формы взаимодействия с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что необходимо для развития собственного ребёнка. Внедрение новых государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Используемая литература.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 80 с.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.Михайлова –Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015. 128с.