"Духовно - нравственное воспитание детей в разновозрастной группе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Духовно - нравственное воспитание детей в разновозрастной группе"
Автор: Родина Тамара Юрьевна

МБОУ «Новосельская ООШ»Тема: «Духовно – нравственноевоспитание детейв разновозрастной группе»Воспитатель дошкольной группы: Родина Тамара ЮрьевнаСлайд 1 Добрый день уважаемые коллеги и гости!Я, Родина Тамара Юрьевна, воспитатель дошкольной группы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новосельская ООШ». Свое выступление мне хотелось бы начать с небольшого предисловия.Слайд 2В большинстве российских детских садов деление детей на группы в зависимости от возраста – нормальная и давно всем привычная практика. Из младшей группы в среднею, оттуда – в старшую, потом в подготовительную. Такой путь дошкольника всем нам привычен и понятен. Но, может быть и по-другому, когда сегодня воспитанник детского сада в группе творцов, завтра – в группе исследователей, а послезавтра он просто рассматривает книгу, и не хочет быть ни в какой группе. Слайд 3Я работаю воспитателем в разновозрастной группе уже 34 год. Работа в такой группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Она кропотлива и ответственна, требует большого такта, знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Слайд 4Педагог должен понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом. Слайд 5На данный момент в группе воспитывается 18 детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет. Слайд 6Тема «Духовно-нравственное воспитание детей в разновозрастной группе» выбрана мною не случайно. Слайд 7То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.Слайд 8В чем же актуальность выбранной мной темы - современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. материальные ценности доминируют над духовными. Проблемы, с которыми я сталкиваюсь на протяжении последних лет — дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, с родителями у них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Слайд 9Цель.Создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно –нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса.ЗадачиВоспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся. Быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.Слайд 10 Работа в данном направлении строиться в тесном взаимодействии с семьёй и общественными организациями.Слайд 11Для решения поставленных задач я использую следующие формы организации детей.Непосредственно организованная образовательная деятельность. Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность детей и взрослых.Слайд 12Совместная деятельность детей и взрослых? Это тематические беседы и игры путешествия и виртуальные экскурсии, и театральные представления и сюжетно — ролевые игры и игры драматизации и художественно — продуктивная деятельностьСлайд 13В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны. Один из основных положительных моментов - это общение младших со старшими. Слайд 14Разновозрастная группа напоминает дружную семью, если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо»; учатся быть самостоятельными.Старшие всегда помогают младшим, служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.Каждое утро в группе мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», а в понедельник с приветствия «Утро радостных встреч». Слайд 15Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности, она учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.Слайд 16Для формирования духовно-нравственных качеств детей, я используются игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Нами собрана картотека интересных, увлекательных «Добрых игр», которые знакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло».Слайд 17Народные игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.Слайд 18Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Слайд 19Мир ребёнка начинается с его семьи. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.Слайд 20Работе с семьями воспитанников мы отводим особую роль. Формы работы с родителями по духовно — нравственному воспитанию.
  • Родительские собрания и консультации
  • Вечера — дисскуссии.
  • Проведение высавок, конкурсов, театральных постановок
  • Совместные экскурсии.
  • Дни открытых дверей.
  • Слайд 21Я провела:Родительские собрания:«Воспитание привычек у ребенка»«Как быть здоровым душой и телом», «Роль семьи в воспитании детей».Консультации:«Формирование нравственных ценностей», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости».Слайд 22Работая по теме «Моя семья», дети получают знания о своём ближайшем окружении. Знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких. Открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Слайд 23С отношения ребенка к своей семье, к самым близким людям - к матери, отцу, дедушке, бабушке начинается чувство Родины. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – Россия одна на всех и каждому из нас надо быть ее полезным. Слайд 24,25,26К 70-летию Великой Победы в группе был оформлен и регулярно обновляется уголок «Мы помним».Слайд 27Мы учим с детьми песни, стихи, рисуем рисунки. Участвуем в школьном конкурсе «Этот День Победы»Слайд 28,29Ежегодно вместе с учащимися школы мы участвуем в торжественном шествии с флагами и цветами к обелиску погибшим воинам-землякам, где дети читают стихи и возлагают цветы. Слайд 30Общению с природой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании. Слайд 31Всем известно, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности.Слайд 32А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.Слайд 33Настоящий огород появился на участке дошкольной группы давно. Дети всех возрастов принимают посильное участие в работах на огороде и в цветнике.Слайд 34Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдают за трудом старших детей.Слайд 35Дети трудятся по подгруппам. Слайд 36В процессе труда мы наблюдаем за ростом и развитием растений, определяем их зависимость от внешних факторов, от ухода.Слайд 37В зимний период продолжаем эту работу в группе. Нами реализованы проекты:«Огород на подоконнике»,Слайд 38,39«Лучок на подоконнике», Слайд 40Каждый год в нашем «Чудо – огороде» мы занимаемся выращиванием рассады овощей и цветов. Слайд 41,42Особо значимым, для наших воспитанников стало ежегодное активное участие в акции «Сделаем мир чище», «Покормите птиц зимой», «Встречаем птичьи стаи».Слайд 43,44«Передай улыбку другу»Слайд 45В своей работе я широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы.Слайд 46В группе оформлен центр театрализованных представлений. Слайд 47Родители принимают участие в постановке и показе сказок.Слайд 48,49В школьном музее дети с удовольствием рассматривают национальные костюмы, предметы быта, которые использовали односельчане в прошлых веках. Слайд 50Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей потребность в ознакомлении с культурным наследием.Слайд 51Совместными усилиями родителей и сотрудников дошкольной группы мы начали работу по созданию мини-музея «Русская изба». Интересная работа по сбору экспонатов объединила нас, сотрудников дошкольной группы, детей и родителей, учащихся начальныхклассов и преподавателей.Слайд 52Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр.Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, угощением блинами. Слайд 53Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас». Слайд 54На Пасху расписываем яйца. Мастерим пасхальные сувениры.Слайд 55В конце недели проводим обсуждение событий, произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «человечков», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию. Слайд 56Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении их к добру и неприятию зла.  И закончить свое выступление я хочу такими словами:Дела? Проблемы? Все пустое!Душа ребенка - вот святое! Цветок в душе еще так мал!Успей полить, чтоб не завял!Спасибо за внимание!