Рабочую программу по обществознанию. 6-9 классы. Автор: Боголюбов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочую программу по обществознанию. 6-9 классы. Автор: Боголюбов
Автор: Черных Людмила Ивановна

Пояснительная запискаРабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию для основного общего образования и авторской программы «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.6—9 классы»/ Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук. Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утверждённому приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004. Нормативные документы для составления программы:
  • Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2018-19 учебный год, утверждённый приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;
  • Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Курс обществознания ориентирован на учебники для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой М.: - «Просвещение», 2016 г. Учебники составлены в соответствии с современным уровнем. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Рабочая программа составлена с учётом учебного плана образовательного учреждения. В целом программа и стандарты соответствуют учебнику. Программа построена с учётом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный (повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В течение года идёт подготовка к ГИА – отработка заданий части 1,2,3, заполнение бланков.Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живём, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.Задачи программы: - создание условий для социализации личности;- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.Виды контроля: При проведении промежуточного и итогового контроля оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно отвечают на вопросы.Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 6 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия. Курсы обществознания в 6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определённых жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества. В 6–7 классах используются доступные для учащихся формы и приёмы работы:обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников; формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников: *литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);*художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);*публицистические (соответствующие тексты печатных, телевизионных СМИ) и новостные; научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);*опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщенийКурсы 8 - 9 классов представляют собой относительно завершённую систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по программе 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 – 8 классах по 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю и 33 часа в год в 9 классе. Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «обществознание»Учебный предмет обществознание является приоритетным для формирования следующих УУД:Личностные результаты: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.Метапредметные результаты:Предметные результаты:Способы оценки планируемых результатов образовательного процессаОсновные формы учебной деятельности школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.Основные виды работы на уроке:1)Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.).2)Работа с текстами источников.3)Работа с иллюстрациями.4)Работа с кластерами.5)Работа над проектом (в группе).6)Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов.7)Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов).Основные методы контроля: тест, диктант, устный опрос, беседа, самостоятельная работа.Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде контрольных тестов.Результаты освоения курса «Обществознание» Личностные, метапредметные,  предметные результаты освоения учебного предмета, курса: Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:1) использование элементов причинно-следственного анализа;2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.Предметными результатами  являются в сфере:познавательной• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;ценностно-мотивационной• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;трудовой• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;эстетической• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;коммуникативной• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;• понимание значения коммуникации в межличностном общении;• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.Критерии оценкиДостижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.Содержание курса «Обществознание» в 6 классеЧеловек в социальном измерении (13 часов) Введение. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.Человек среди людей (10 часов)Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Нравственные основы жизни (8 часов) Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости. Гуманизм – уважение и любовь к людям.Итоговое повторение (3 часа)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКалендарно-тематическое планирование. обществознание. 6 класс (34 ч.)Содержание курса «Обществознание» 7 класс Введение (1 час)Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч.)Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная..Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.Глава 2. Человек в экономических отношениях. (14 ч.)Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.Глава 3. Человек и природа. (5 ч.)Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природойЗакон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.Тематическое планирование 7 класс Раздел № 2 увеличен на 1 час, т.к. дети трудно усваивают темы экономики.Календарно - тематическое планирование, обществознание, 7 классСодержание курса «Обществознание» в 8 классеТема 1. Личность и общество Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.Тема 2. Сфера духовной культурыСфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.Тема 3. Социальная сфера Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.Тема 4. Экономика Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование курса «Обществознание». 8 класс (34 часа)Содержание курса «Обществознание» в 9 классе.Политика (10 ч.)Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.Право (21 ч.)Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.Конституция — основной закон РФ.Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.Социальные права. Жилищные правоотношения.Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.Правовое регулирование отношений в сфере образования.Календарно - тематическое планирование, обществознание. 9 класс (33ч.)Планируемые результаты освоения учебного курса В процессе изучения курса у обучающихся должны сформироваться:- знания и представления о нормах российского законодательства;- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом. В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должензнать/понимать:биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;особенности социально-гуманитарного познания;уметь:характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;подготовить выступление, творческую работу по социальной проблематике;применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; предвидения возможных последствий определённых социальных действий;оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.Основные требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе. В результате изучения курса обществознания обучающиеся должнызнать/понимать:- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;- Конституция РФ – основной закон страны;- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.уметь:- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); -различать в социальной информации факты и мнения;- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;- характеризовать смысл основных понятий по курсу;- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. Владеть компетенциями.
  • Информационно- поисковой;
  • Учебно-познавательной;
  • Коммуникативной;
  • Рефлексивной;
  • Практическое использование приобретённых знаний в повседневной жизни для:- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;- первичного анализа и использования социальной информации;- сознательного неприятия антиобщественного поведения.Инструментарий для оценивания результатовЗадачи школьной отметки:
  • Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
  • Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
  • Принципы выставления школьной отметки:
  • Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
  • Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
  • Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
  • Критерии оценивания устного и письменного ответа:Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объёме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).Тестирование 80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»60-80 % - оценка «4»40-60 % - оценка «3»0-40 % - оценка «2»УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА1.Печатные изданияОбществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2015;"Тесты по обществознанию». Кравченко А.И. - М.: Русское слово, 2010;Обществознание. Учебники для 6, 7, 8, 9 классов. общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.Рабочие тетради. «Обществознание. 6, 7, 8, 9 классы». Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. (М.: Просвещение, 2016).Обществознание. Поурочные разработки. 6,7, 8, 9 классы. М. Просвещение, 2016Дополнительная литература для учащихся:- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.2. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Обществознание. 3. Список образовательных ресурсов сети Интернет: 1. Федеральные информационно-образовательные порталыФедеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал: Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»:tp://www.ict.edu.ruМинистрство образования и науки РФ: http://mon.gov.ruПортал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru3. Средства массовой информации образовательной направленностиУчительская газета: http://www.ug.ruГазета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ruБольшая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://www.newseducation.ruЖурнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ruРазвивающая система обучения JL Занкова : http://www.zankov.ru/Газета «Здоровье детей»: http://zdd.lseptember.ruЖурнал «Право и образование»: http://www.lexed.ru/pravo/iourn4. Издательства учебной литературыИздательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.direktoг.ru5. Образовательные каталоги:http://www.lib.com.ua/ - электронная библиотекаhttp://www.litportal.ru/ - электронная библиотекаhttp://www.aldebaran.ru/ - электронная библиотекаhttp://www.stydenty.ru/ - банк рефератовhttp://www.author-edu.ru/ - Авторская Телекоммуникационная Мультимедийная Образовательная Среда http://www.ecosystema.ru/ - экологический центрhttp://www.ytchebnik.ru/ - образовательный порталhttp://danur-w.narod.ru/ Обществознание в Интернете http://www.alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание http://ant-m.ucoz.ru/index/0-26 Готовимся к ЕГЭ по обществознанию http://www.zavuch.info/forums/19/127.html Ссылки на сайты учителей обществознания http://www.proshkolu.ru/club/law Клуб учителей права и обществознания http://86sch6-kogalym.edusite.ru/p49aa1.html Учителю истории и обществознания http://mouschool-8.ru/content/view/66 Интернет-ресурсы по обществознанию http://sch-14.ucoz.ru/dir/v_pomoshh_uchiteljam/tekhnologija/16. В помощь учителю - - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов- - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы- - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»4.Компьютерные презентации по темам курса обществознание.Дополнительная литература для учителя и обучающихся.В.А.Мирошникова Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005;Я.В.Соколов, А.Б.Драхлер Граждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2010;А.Ф.Никитин  Права человека 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2010;А.Ф.Никитин  Трудовое право 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2010;Э.В.Уткина Школьные олимпиады. Обществознание 5-9 классы. М., «Айрис-Пресс», 2009А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2009Т.А.Иовщик и другие Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2009Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин  Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007А.Ф.Никитин  Конституционное право 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2008;А.Иванов Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2011А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 20112Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе .cd-rom ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ;ГИА. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова. — М.: издательство «Экзамен». — 141, (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»);ГИА. Обществознание. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.Н. Калачёва. — М.: издательство «Экзамен». — 93, (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»).Соколов Я.В., Прутченков А.С. Тесты: (Компьютер, дискета с рекомендациями). – М.: НВЦ «Гражданин», 2006.Прутченков А.С. Тренинги по граждановедению. – М.: НВЦ «Гражданин», 2006.Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. — 191 с.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь: Около 800 терминов и понятий. — М.: Дрофа, 2006. – 224 с.Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. – М.: ACT, 1996. – 128с.Право и политика: 8–11 кл. Материалы и документы к курсам политологии, политики и права, основ государства и права / Авт.-сост. А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 1998. – 380 с.Никитин А.Ф. Граждановедение (Мораль и право): 8 кл. Учеб. пособие. – М.: ACT, 2001.Хрестоматия к учебнику В.О. Мушинского «Основы правоведения»: Для преподавателей сред. учеб, заведений, учащихся гуманит, лицеев, гимназий, колледжей / Сост.: В.О. Мушинский, Л.И. Сюкияйнен. — М: ЦГО, 1996.— 127 с. — ISBN 5-7662-0029-3.Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. для доп. образования. – М.: НОРМА: Инфра-М, 2007. – 320с.Гуревич П.С. Человек: 9 кл. Пособие для общеобразо-ват. учеб, заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 334 с.Мушинский В.О. Азбука политики: Введ. в полит, науку: Учеб. для сред. шк. – М.: Междунар. отношения: ЦГО, 2007. – 272 с.Школьный философский словарь / Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Малышевского. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2005. – 399 с.Интернет-ресурсы: http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование» - полная электронная версия курса Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознаниюНормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознаниюКритерии оценки мультимедийной презентации