Проектная технология в учебной и внеурочной деятельности как способ реализации ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная технология в учебной и внеурочной деятельности как способ реализации ФГОС
Автор: Грузных Лариса Юрьевна
Л. Ю. ГрузныхИспользование медиатехнологии как средства социализации и развития творческих способностей школьника Основными задачами современного образования являются создание условий для развития личности каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно–деятельностному, предполагающему межпредметную интеграцию. «Интеграция – это результат процесса объединения, то есть состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». [2, с.528] Понятие интеграции многозначно – это и цель, и тенденция современного развития образования, и средство, и результат организации обучения. Интеграция – цель обучения учащихся, так как помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция – средство обучения учащихся, так как помогает получению новых знаний, представлений на стыке предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Наиболее часто интегрируются предметы эстетического цикла —музыка, живопись, нередко с литературой. По мнению Г.Н. Дубогрызовой, такая интеграция не случайна, т.к., с одной стороны, происходит воздействие «на главные сферы личности ребенка (мысли, чувства и представления), а с другой, ребенок владеет тремя способами освоения мира (познание, осмысление и преобразование). Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством». [1, с.3] Содержание учебного материала может осуществляться на разных уровнях интеграции различными подходами и формами, выбор которых зависит от вида взаимодействия искусств. Одной из форм интеграции является использование экранных искусств: кино, телевидения, мультипликации, компьютерного искусства. Сегодняшняя педагогика полна увлекательными идеями о том, как ускорить интеллектуальное развитие ребёнка, развить его способности в различных видах творчества. В поисках нестандартного подхода к развитию творческих способностей человека как раз и можно использовать экранные искусства. В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения. В настоящее время резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня средства массовой информации, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка, причём не всегда положительным. Современные дети мало читают. Телевидение, фильмы вытесняют истинно культурное образование. Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Отвечая на вопрос, какой из видов искусства в настоящее время вызывает наибольший интерес у детей и в наибольшей степени определяет становление их нравственно - эстетического сознания, мы увидим, что ответ довольно очевиден: это не живопись, не музыка (во всяком случае, не классическая, народная, которая составляет основной предмет школьного обучения), не литература, а экранные искусства. Освоение экранных искусств связано с новыми перспективами развития художественного творчества детей разного возраста, и что очень важно в психологическом отношении, с созданием социально значимых «продуктов» этого творчества: анимационных, игровых, документальных фильмов, репортажей, интервью, музыкальных клипов, документально - музыкальных роликов. Мультимедиа также рождает новые формы художественного творчества (компьютерная графика, видеоарт и др.) и новый тип культуры. В силу своей синтетической природы, экранные искусства обогащают познание музыки, изобразительных искусств, литературы, театра, а также истории. Экранные искусства не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В этом смысле мультимедиа выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства.Сегодня медиаобразование становиться все более значимым, а информационные технологии открывают новые возможности в образовательной среде. Существует множество подходов к развитию творческих способностей и развития медиакомпетентности учащихся. Мультимедийные средства обладают большим постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации. Медиатехнология, как одна из нетрадиционных педагогических технологий, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализирует личность ребёнка, воспитывает в детях чувство собственного достоинства и толерантность, даёт им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Ребёнок осознаёт свою социальную значимость, и школьная «обязаловка» превращается в процесс совместного поиска, коллективного творчества. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются в практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества и интеллектуальных способностей. Экранное творчество направлено на эстетическое развитие учащихся, на формирование духовной культуры личности, целостности и ассоциативности художественных представлений, что позволяет придать знаниям востребованность, мобильность, инструментальность, связать их с жизнью и таким образом дать основу для реализации индивидуального своеобразия каждого ученика. Список использованной литературы:Дубогрызова Г. Н. Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей: Методические разработки занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Армавир, 2002. С. 3Социологический словарь /Сост.: А.Н.Елсуков, К.В.Шульга. – 2-е изд. Минск.: Университетское, 1991.С. 528