" Как сохранить ребенка в ребенке"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Как сохранить ребенка в ребенке"
Автор: Демидина Ирина Николаевна

Консультация для педагоговна тему « Как сохранить в ребенке ребенка» Где рождается творчество?Родителям хочется, чтобы их необыкновенный и самый лучшийребенок был всесторонне развитым культурным человеком, чтобы он смогдостичь того, чего не достигли они. Существует единственный способпомочь ему – вместе с малышом постигать этот мир. Родители являютсяпервыми педагогами детей в творческой деятельности.Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Дети в этом возрасте любознательны, открыты, эмоциональноотзывчивы.Основу творческих способностей составляют общие группыпсихологических процессов: восприятие, мышление и воображение.Развитие восприятия – важнейшее условие творчества. Психологиотмечают недостаточную отчетливость восприятия у детей. Чувство«красоты» надо развивать в себе и детях постоянно. Наблюдайте с детьми заизменениями в природном мире. Любуйтесь распускающимися клейкимилисточками весной, сказочно сверкающими, покрытыми инеем, зимнимидеревьями, летними рассветами и закатами. А какие разные плывут по небуоблака, как быстро меняют они форму, цвет. После прогулки облака можнонарисовать, передав их особенности и разные формы (крокодил, лошадка,сказочная птица и т.д.).От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самыхбольших радостей. Среди первых детских воспоминаний, прежде всего,вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрыеперестройки, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь.Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии:наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.Период наиболее интенсивного формирования наглядно – образного мышления приходится на старший дошкольный возраст и на началомладшего школьного возраста. Наглядно – образное мышление потребуется и при обучении в школе, и для творческой деятельности человека в любойпрофессии.Умение фантазировать, воображать зависит от опыта, полученногоребенком до прихода в детский сад. Б.М.Теплов писал: «Воображение – этосоздание новых образов на материале прошлых восприятий». Воображениеможно развивать разными средствами: с помощью упражнений и игр,прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы ипоговорки, сказки), в процессе рисования.На основе приема творческого воображения «агглютинации»(склеивание) можно разработать много творческих заданий. Например:«Соединяя части разных животных, создайте новое, несуществующееживотное».Другой прием творческого воображения – аналогия. На прогулкенаблюдайте за облаками, за корнями деревьев, формой кустов, языкамипламени, паутиной, пчелиными сотами, - на что они похожи?Еще один прием творческого воображения – акцентирование, умениеподметить и выделить главное. Расскажи о самых характерных особенностяхобраза ( Бабы – яги, Кощея Бессмертного, Деда Мороза и др.), как художникив портретах изображают эти черты?Преувеличение и преуменьшение тоже являются приемамитворческого воображения. Таким путем можно создать нечто новое. Умелопреувеличивая или преуменьшая характерные черты или детали, можнонарисовать карикатуру или шарж на героя сказки или мультфильма. Типизация – самый сложный прием творческого воображения. В силувозрастных особенностей эту способность развивать сложно.Детям можно предложить такие задания:а) вырезание шестиконечных снежинок;б) определение по схемам, изображающие человеческие эмоции,какие чувства выражает каждое из изображений и какие выражениялиц (наиболее типичны) характерны для людей добрых, злых,веселых и т.д.;в) нарисуйте людей разных профессий, расскажите, какие типичныечерты вы выделили у представителей этих профессий.В художественном творчестве велика роль эмоций и чувств. Познаваяокружающий мир, ребенок, испытывает разные чувства и ко всему выражаетсвое отношение. Эмоционально реагирует на все, испытывает активные(стенические) переживания и пассивные (астенические). Стеническиепереживания связаны с положительными эмоциями, астенические – сотрицательными. Необходимо создать условия, чтобы занятияизобразительным искусством вызывали у детей радостные положительныеэмоции и чувства.«Как сохранить в ребенке ребенка? – извечная проблема педагогов иродителей. Необходимо развивать в себе « искусство учить» не навязываяребенку своих взглядов. Относиться к представлениям детей внимательно,верить им, поддерживать их творческие начинания. Будьте терпеливы, и выувидите, каким интересным, осмысленным, а порой и неожиданным станеттворчество вашего ребенка.Консультация для педагогов на тему «Организация подвижных игр на прогулке» ВоспитательДемидина И. Н. СентябрьИгра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей ("Салки", "Прятки", "Казаки-разбойники" и др.), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа - спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа «ловишек» и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, серсо и т.п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Методика проведения подвижных игрВыбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.Особенности проведения подвижных игр на прогулке. Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую  (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.Планирование подвижных игр.Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,— говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.Характеристика проведения подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста.Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержа ние и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»). Характеристика проведения подвижных игр у детей среднего дошкольного возраста.Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.