Формирование личностных и регулятивных универсально учебных действий (УУД) у воспитанников через ситуацию сотрудничества


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование личностных и регулятивных универсально учебных действий (УУД) у воспитанников через ситуацию сотрудничества
Автор: Чемоданова Ирина Павловна

Формирование личностных и регулятивных универсально учебных действий (УУД) у воспитанников СПБ КВК через ситуацию сотрудничестваОдной из актуальных задач, стоящих перед педагогом на современном этапе, является воспитание личности ребёнка, способной к позитивной социализации в окружающем мире. От признания «знаний, умений и навыков» (как основных итогах образования) произошёл сдвиг к пониманию образовательной деятельности как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни. На сегодняшний день вместо простой передачи «знаний, умений и навыков» от учителя к ученику, от воспитателя к воспитаннику приоритетной целью школьного образования является развитие способностей воспитанника самостоятельноставить учебные и воспитательные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.Сегодня, для получения воспитанниками новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта предъявляет к воспитателю все новые и новые требования, которые связанны с дополнительными профессиональными знаниями, умениями, на базе которых воспитатель сможет решить задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе воспитания. В связи с этим возникла необходимость изучить литературу по проблеме сотрудничества, т.к. “оно умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное; общение намёками улыбками, полусловами – и грубо приближённые определения; неуклюжее. Застенчивое проламывание через неурядицы – и блистательные лёгкие росчерки мастерства” [1.]. Вопросы сотрудничества между педагогами и учащимися в процессе обучения воспитания рассматриваются в опыте педагогов - новаторов, статьях А.А. Сухомлинского, С. Соловейчик. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих воспитанников. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которыми должен овладеть воспитанник, обучаясь в общеобразовательном учебном заведении.Среди универсальных учебных действий выделяют 4 основных группы: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные. В СПБ КВК в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:  к саморазвитию и личностному самоопределению,сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется умению отражать способностьобучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).Процесс формирования личностных и регулятивных УУД у воспитанников старших курсов СПБ КВК успешно осуществляется на основе технологии сотрудничества.Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества. 1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей. 2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию. 3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций. 4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками. Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность, индивидуалистические тенденции и пр. Данная технология базируется на идеях взаимодействия воспитанников, взаимного обучения, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого обучающегося. В сотрудничестве создаются условия для взаимодействия в системе «воспитанник – воспитатель - взвод» и происходит актуализация коллективного субъекта воспитательной деятельности. Главная идея обучения в сотрудничестве – «учиться вместе», а не «выполнять вместе». Если объединить обучающихся в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, определить роль каждого участника группы в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый обучающийся отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, где сильные обучающиеся помогают более слабым в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения в ситуации сотрудничества, когда для выполнения заданий группа формируется таким образом, чтобы в ней были, как сильные, так и слабые воспитанники. Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: взаимосвязь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность обучающихся в группе; специализация деятельности обучающихся в группах. В условиях ситуации сотрудничества происходит общее развитие личности воспитанников: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Учебное сотрудничество строится на следующих принципах обучения: группы формируются воспитателем, в группе обязательно должен быть сильный, средний, слабый обучающийся; группе даётся одно задание, но предусматривается распределение ролей между членами группы. Таким образом, обучение в сотрудничестве – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава, т.е. коллективно. При использовании технологии сотрудничества система работы воспитателя состоит из следующих компонентов: учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе; идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности; идея свободного выбора, - воспитанники чувствуют себя сотрудниками воспитателя. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений во взводе, что положительно отражается на сплочённости коллектива воспитанников. Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого воспитанника: учащиеся готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как, находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищёнными, уверенными в успехе; растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями; снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлечённых в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остаётся времени на дисциплинарные нарушения; воспитанники приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными. Именно, все это положительно влияет на формирование личностных и регулятивных УУД у кадет: они приучаются анализировать различные ситуации, отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля, оценки и самооценки. Освоение навыков групповой работы требуется воспитанникам не только для повышения эффективности учебных занятий. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности. Весь мир и Россия быстро продвигаются навстречу информационному обществу. Командная работа становится нормой, она проникает во все сферы нашей жизни. Литература: 1.Соловейчик С. Школа сотрудничества, Первое сентября, 2000.2.Настольная книга классного руководителя Реализация воспитательной компоненты ФГОС/ Т.В. Плахова.- Волгоград: Учитель , 2015.- 157с.3.Методический альманах №4. Эффективные механизмы управления и организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО Казань издательство «Бук» 2017