Система работы педагога по реализации проектной деятельности в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система работы педагога по реализации проектной деятельности в ДОУ
Автор: Дудина Ольга Викторовна
Методическая разработка для воспитателей. Система работы педагога по реализации проектной деятельности в ДОУПлан:Этапы работы над проектом. Классификация проектовОсновные этапы метода проекта. Виды проектов в ДОУЗадачи развития детей в проектной деятельностиАлгоритм проведения проектов Литература по проектной деятельностиПроекты в дошкольном образовательном учреждении.1. Этапы работы над проектом. Классификация проектов.С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.- Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.- Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием).- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности).- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:Первый этап:На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.Второй этап:На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.Третий этап:Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.Четвертый этап:Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.Классификация проектов:В настоящее время проекты в детском саду классифицируют по следующим признакам:- По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские- По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.- По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).2.Основные этапы метода проектов. Виды проектов.Выделяются несколько этапов:1.Выбор цели проекта.Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.2.Разработка проекта.Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.3.Выполнение проектаВыполняется практическая часть проекта.4.Подведение итоговПроводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.По видам проекты подразделяются на следующие:1.Творческие.После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.2. Исследовательские.Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.3. Игровые.Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.4. Информационные.Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности.3.Задачи развития детей в проектной деятельности.В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;- развитие познавательных способностей;- развитие творческого воображения;- развитие творческого мышления;- развитие коммуникативных навыков.Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.В младшем дошкольном возрасте – это:- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).В старшем дошкольном возрасте – это:- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУПравила проведения круглых столов с родителями.Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно четких установок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта.Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта.Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются о повестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения .На заседание приглашаются специалисты детского сада, воспитатели возрастных групп.Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к реализации данного проекта.По итогам заседания определяются пути взаимодействия между родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется содержание работы и сроки реализации.Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов детского сада, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.Рекомендуемая литература по проектной деятельностиВиноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.// Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.// Дошкольное образование. № 8, 12 2008.// Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 — с. 58.// Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 — с. 69.// Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.// Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.//Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.