«Воспитание обучающихся, посредством русского фольклора»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание обучающихся, посредством русского фольклора»
Автор: Карпова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества № 3 Мастер-класс «Воспитание обучающихся, посредством русского фольклора»Авторы – составители: педагог дополнительного образованияКарпова Елена Николаевнастарший методист Корнева Ольга ВалентиновнаИваново, 2019Мастер-класс «Воспитание обучающихся, посредством русского фольклора»Цель: Показать систему работы внеурочной деятельности на примере работы ансамбля народной песни «Устье».Слайд № 1Выход группы «Устье» (выступление)Слайд №2Перед вами выступили обучающиеся ансамбля «Устье». Руководителем его являюсь я, Карпова Елена Николаевна педагог дополнительного образования Дома детского творчества № 3.Следует отметить, что… основополагающим принципом Концепции духовно – нравственного воспитания гражданина России является становление качеств патриота. Среди них любовь к Родине, традициям, творческому наследию народа занимает ключевое место.Эти идеи созвучны Концепции деятельности нашего объединения, целью которого является создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально - значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Одним из конкретных шагов в достижении данной цели является деятельность объединения ансамбля народной песни «Устье». На наших занятиях ребята, начиная с 1 класса, изучают народные традиции. Фольклор оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка. Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, сопровождая жизнь песнями, танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; во-вторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ребенок узнает об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих нравственную, постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учатся их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и со взрослыми. Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, различные песенные жанры ребенок постигает красоту родного языка, учится правильно говорить. Работа объединения строится в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Формирование народной музыкальной культуры». Слайд № 3Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к культуре своего народа и его традициям через активную творческую деятельность.Слайд № 4Задачи: (вы видите на слайде)! (не произносить)-Расширить и углубить знания школьников о культуре, истории русского народа;-Сформировать гражданскую позицию и эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию;-Развить умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.-Сформировать знания о народной песне, ее истории и культуре.-Познакомить с народными обычаями и русскими народными песнями во время обрядов и праздников;-Привить навыки исполнения народных песен;-Развить творческие способности (сочинять частушки, варьировать мелодии, придумывать подголоски, инсценировать небольшие народные сюжеты).Программа рассчитана на 6 лет. Программа строится на сочетании различных видов деятельности. А именно:- Обращается к различным жанрам и концертным формам, в процессе обучения знакомится с народным календарем, с истоками народной культуры, народной хореографией, обрядовыми действами. Обучающиеся объединения осваивают музыкально-игровой, хороводный, плясовой детский фольклор. - вокально-хоровая работа, в процессе которой, ребята работают над правильным дыханием, дикцией, артикуляцией, выстраиванием мелодической линии, осваивают специфические приемы народного звукообразования. Подобранные попевки, песни и фрагменты обрядового фольклора координируют речевые и певческие приемы фонации, развивают дыхание, естественно-речевую и естественно-певческую дикцию, выявляют возможности резонирования и тембрового наполнения звука, создают эмоциональное состояние исполнителя. - Особое место в деятельности ансамбля занимает игра на народных инструментах (ложки, трещотка, бубен, маракас, румба и т.д.). При этом ребята овладевают специальными музыкальными способностями (чувством ритма). Практическое владение народными инструментами позволяет коллективу не только украсить каждую песню, но и представить ее в новой обработке.Работа с обучающимися строится исключительно на применении деятельностных технологий:- Сейчас я предлагаю участникам мастер – класса побывать в роли ребят и опробовать ряд таких деятельностных методик. Раздаю ложки. Рассказываю, что есть разные способы игра на ложках. В две «Способ Лягушка», в три, в четыре. И т.д. Показываю, как правильно держать ложки. Под музыку постучать на ложках.За короткий промежуток времени эта творческая деятельность позволила нам немного сплотиться, почувствовать общность коллективных усилий направленных на единый результат. Главная задача, которая стоит передо мной как перед руководителем объединения - это создание единого творческого коллектива (объединения) обучающихся. В каждой группе есть лидер – мой помощник и ребята, которые имеют поручения. Это ответственный за посещаемость, костюмер, фотограф, декоратор, информатор.У нашего коллектива есть девиз: «Чем дальше в будущее смотрим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находимХоть новому принадлежим!Одна из важных целей – чтобы каждый участник ансамбля «Устье» стал активным гражданином, должна быть общественно-значимая деятельность. Что мы делаем и что планируем делать.Слайд № 5Это организация народных праздников, участие в концертах, встречи с интересными людьми (всё это пока на уровне школа, класса)Слайды с № 6-10Праздник русской ложкиМасленицаПасха, святки, участие в осенней ярмарке и т.д.Небольшая концертная деятельность.Слайд № 11-17Наши концерты Идеи:Организация клуба встреч «Весёлая балалайка» (встречи с интересными людьми, которые могут рассказать ребятам о своём творчестве, поделиться знаниями) проведение народных праздников для воспитанников детского дома, детских садов)участие в городских мероприятиях для жителей города ИвановаВажно, чтобы деятельность нашего коллектива, нашего объединения была общественно-значимой, в которой будет реализовываться общественно-значимая цель, это общий труд для других людей, где ребята смогут проявить своё творчество, показать знание русского фольклора, показать индивидуальные способности. И каждая деятельность, каждый «ШАГ», обязательно будет совместно переживаться членами нашего замечательного коллектива «Устье».В конце небольшое выступление ансамбля народной песни «Устье».