"Документооборот и оформление рабочей документации старшего воспитателя в соответствии с ФГОС ДО: годовой план"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Документооборот и оформление рабочей документации старшего воспитателя в соответствии с ФГОС ДО: годовой план"
Автор: Беседина Наталья Алексеевна


Структура годового плана работы дошкольной образовательной организации
Процесс структуирования годового плана работы дошкольной организации в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования и является многовариантным, так как является ориентацией на учет специфики дошкольной организации и индивидуальных особенностей его альтернативного развития. В частности, не существует ни одного документа федерального органа управления образованием, который фиксировал бы форму или содержание плана работы дошкольной организации. Согласно законодательству выбор форм и методов управленческой деятельности руководителями дошкольных образовательных организаций – их прерогатива. В современных дошкольных организациях благодаря творчеству педагогических коллективов можно увидеть самые разнообразные варианты составления годового плана.
Оформление годового плана работы дошкольной организации может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной (по формам работы) и т. д.
Планирование в таблице – это чертеж управления. Он позволяет увидеть весь спланированный процесс объемно, выявить и мобилизовать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий, наиболее полно учесть связи между различными работами. Эффективность этого метода зависит от умения составителя плана видеть весь комплекс необходимых работ в перспективе, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.
Сводная таблица анализа работы за прошедший год
Направления анализа
Достижения
Факторы, влияющие на достижения
Выявленные проблемы
Причины возникновения проблем
Задачи на следующий учебный год
Планируемые действия
Планируемые результаты
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни детям дошкольного возраста
Результаты выполнения направлений, заданных образовательной программой ДОО по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Анализ сформированности социальных и психологических качеств личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования
Анализ результатов повышения профессионального мастерства педагогов
Анализ взаимодействия с родителями воспитанников
Итоги административно-хозяйственной работы
Анализ работы за прошедший учебный год.
Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами.
1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.В этом разделе кратко необходимо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания, результаты адаптации вновь прибывших детей и др.
Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально - коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития детей. Общие выводы.
3. Анализируется уровень развития целевых ориентиров выпускников ДОУ(оценка итоговых результатов освоения образовательной программы в подготовительной к школе группе). Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов,их аттестация и повышение квалификации; результаты внутрифирменного повышения квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по анализу анкет, результатам контроля); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса, инновационная деятельность, результаты по экспериментальной деятельности.
Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работыс кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников(по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работыи оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.
Также отдельным разделом включается анализ внутриучрежденческого контроля.
Планирование годовых задач
Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которыевыявились в ходе анализа реализации Образовательной программыи Годового плана в текущем учебном году.
В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.
ЗАДАЧА ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Наличие понятного механизма (можно проверить результат задачи);
Единые параметры измерения задачи и результата;
Прогнозирование цели (задачи на будущее).
Управленческие задачи направлены на создание условий для решения образовательных задач и в зависимости от конкретной ситуации могут быть связаны с:
- повышением квалификации педагогов по определенному вопросу;
- обогащением материально-технической базы и развивающей среды;
- оптимизацией взаимодействия с родителями воспитанников;
- совершенствованием процесса управления (обеспечение координации деятельности сотрудников, обновление организационной структуры, механизма контроля и т.д.);
- повышением эффективности деятельности ДОУ (введение дополнительных образовательных услуг, новых форм работы ДОУ)
При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:
поддержки разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы
Анализ этого направления целесообразно выполнять, опираясь на примерную образовательную программу дошкольной организации, действующие СанПиНы.
Объекты, подвергающиеся анализу
Состояние объектов на начало учебного года
Характеристика оснащения объектов
Здание детского сада (адрес, когда построено, какому ведомству принадлежит)
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Указать, сколько этажей, какими коммуникациями оснащено: центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование, состояние крыши, подвала, участка земли, закрепленного за зданием (сколько м2), состояние ограждения, наличие, состояние и качество размещения бака для мусора
Групповые комнаты
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Количество групп, наличие спален(отделены от групповых или нет), вход в группы (свой или смежный с другими помещениями). Описание оснащения групп оборудованием: мебель для детей, мебель для взрослых, материалы для поддержания санитарного состояния группы. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды групп
Спортивный зал
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Оснащение спортивного зала, программно-методический материал, используемый инструктором по физической культуре. Составление паспорта зала
Музыкальный зал
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Оснащение музыкального зала, программно-методический материал, используемый музыкальным руководителем. Составление паспорта зала
Методический
кабинет
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Оснащение методического кабинета. Составление паспорта кабинета
Кабинет психолога
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Оснащение кабинета психолога. Составление паспорта кабинета
Пищеблок
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Местонахождение (на каком этаже находится), описание, чем обеспечен и оборудован
Прачечная
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Местонахождение (на каком этаже находится), описание, чем обеспечена и оборудована
Медицинский
кабинет
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Описание в соответствии с лицензией медицинской деятельности в дошкольной организации (какие кабинеты есть и их специальное обеспечение и оборудование)
Участки для каждой группы
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Описание: смежные или раздельные, какое игровое оборудование размещено на каждом, есть ли теневые навесы, наличие зеленых насаждений
Физкультурная площадка
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Описание технического состояния, оснащения
Огород, сад, экологическая тропа для проведения исследовательской деятельности детей и воспитывающих взрослых, а также освоения культурных практик человека
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (перечислить проблемное поле)
Описание состояния оснащения, качества полива, наличие зеленых насаждений
I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами
совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;
коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;
педагогические советы и т.д.;
Этот раздел включает в себя подразделы: совершенствование профессионального мастерства, консультации, коллективные просмотры, мастер-классы, семинары, круглые столы, педагогические советы и другие формы образовательной деятельности педагогов, совещание при заведующем, собрание трудового коллектива. Важно планировать эту деятельность в соответствии с поставленными задачами на год.
Направление Совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации включает в себя системную работу, планируемую старшим воспитателем с молодыми воспитателями (от 0 до 3 лет), с воспитателями, имеющими начальный опыт работы (2–4 года), с воспитателями, имеющими за плечами по одному выпуску детей из дошкольной организации в школу (4–6 лет) и воспитателями – мастерами дошкольного воспитания (6–10 лет). На практике можно часто увидеть, что старший воспитатель уделяет особое внимание в планировании поддержке молодых воспитателей, а совершенствование профессионального мастерства опытных педагогов зачастую не планируется. Здесь же включаются пункты плана по внутрифирменному повышению квалификации (сам план идет, как приложение).
Направление Консультации включает в себя проблемное поле, выявленное в процессе мониторинга старшим воспитателем за прошедший год, а также прописывается исходя из планируемых педсоветов, семинаров и круглых столов на новый учебный год.
Направления Коллективные просмотры и Мастер-классы прописываются в плане исходя из планируемых задач дошкольной организации на год, графика аттестации воспитателей в новом учебном году и для поддержки и обучения молодых воспитателей.
Направления Семинары, Круглые столы, Педагогические советы планируются исходя из задач, поставленных на год.
Слово семинар – в переводе с латинского рассадник, распространитель научных и методических знаний. Эта форма работы позволяет повысить профессиональное мастерство воспитателей. Целью семинара является не информирование воспитателей о каком либо понятии в педагогической науке и практике, а помощь, поддержка в осознании этого понятия для дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства и улучшения качества психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника.
Круглые столы – коллективная деятельность, направленная на развитие воспитателей. В этой форме важно развивать коммуникативную, когнитивную, прогностическую деятельность воспитателя. В данной форме коллективной деятельности важно привлекать на роль ведущего, прежде всего, специалистов дошкольной организации (музыкального руководителя, психолога, учителя - логопеда), а также воспитателей-мастеров. Для специалистов это будет хороший тренинг по отработке проблемного поля узкой направленности, а воспитатели-мастера смогут теоретически осмыслить, систематизировать и представить всему коллективу свой опыт и мастерство.
Педагогические советы целесообразно планировать четыре в год, это реальное количество по выполнению поставленных задач. Совет педагогов является коллегиальным органом управления дошкольной образовательной организации. Его работа определяется уставом дошкольной образовательной организации. В практике существует проведение разных типов заседаний педагогических советов. А. Н. Троян определила следующие типы педагогических заседаний:
Педагогический совет-конференция (учебный). Цель – дать педагогам необходимые знания и повысить их квалификацию, обменяться опытом.
Мотивационный педагогический совет – в ходе педсовета руководитель стремится получить согласие участников на выдвинутое решение, убедить в правильности выбранной стратегии и тактики деятельности.
Координационно-организационный педагогический совет. Его назначение – установить определенные принципы деятельности, согласовать цели, планы, распределить обязанности.
Проблемный педагогический совет проводится с целью выработки методов, способов решения актуальных проблем.
Отчетное совещание дает оценку и осуществляет контроль за работой администрации и решением отдельных проблем.
В ходе организации педагогического совета могут быть использованы разные технологии: дискуссии, мозговой штурм, методы модераторов, игровые технологии и другие. Их выбор определяется типом и конкретной целью педагогического совета.
II раздел. Изучение состояния педагогического процесса
виды контроля и их соподчинение, целевые и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля с целями и условиями их применения);
Контроль – специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю. А. Конаржевский).
Задачи контроля следующие:
• сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
• оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОО;
• сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, то есть выполнение функции обратной связи;
• сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, то есть контроль исполнения;
• выявление и обобщение передового педагогического опыта.
Виды контроля и их соподчинение; целевые и содержательные установки каждого вида
Изучение состояния педагогического процесса
Виды контроля
Предварительный
Текущий (тематический, оперативный, фронтальный)
Цель: соответствие деятельности педагогического коллектива ФГОС и примерной образовательной программе (применяется в основном к начинающим или вновь поступившим сотрудникам).
По значению: профилактический, опережающий.
По содержанию:
проверка готовности воспитателя к проведению занятий, организации режимных моментов, знания и внедрения передового педагогического опыта, использования элементов НОТ, ТСО и т. д.
Цели: измерение текущей информации; осуществление обратной связи с сотрудниками; выявление, корректировка и своевременное устранение возможных отклонений.
Содержание: сравнение показателей уровня развития детей и усвоения ими программы с нормативными критериями; анализ изменения результатов (достижений) детей; выявление проблем, влияющих на усвоение детьми программы; эффективное информирование педагогов о результатах контроля; выработка управленческого решения и рекомендаций; регулирование педагогического процесса в изменении темпов и сроков освоения детьми программы; коррекция средств, форм и методов организации детей
Тематический – доводится до сведения воспитателей за 1–2 месяца; побуждает к самоанализу и самооценке деятельности
Оперативный
Фронтальный
Цель: выявление качества и системы работы дошкольной организации по задачам, намеченным в годовом плане.
Содержание: педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов
Цель: решение срочных вопросов.
Осуществ-ляется ежедневно
Цель: всесторонняя проверка деятельности воспитателя или коллектива ДОО
Тематический контроль
Обзорный
Персональный
Итоговый
Цель: дать представление о работе коллектива: на каком-то определенном этапе, в какой-то момент,по какому-то конкретному вопросу
Цели: изучение системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства; анализ работы по выявлению пробелов/недочетов в организации образовательного процесса по определенной теме
Цели: подведение итогов работы за конкретный отрезок времени (диагностический срок, квартал, полугодие, год, летний период и т. д.); изучение комплекса основных факторов, влияющих на итоговые результаты работы коллектива;
выявление сильных и слабых сторон деятельности; рефлексия и оценка деятельности
При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.
Примерные методы контроля с целями и условиями их применения
№ п/п
Методы контроля
Цели метода
Условия для применения метода
1
Наблюдение
Изучение состояния педагогического процесса, эффективности применяемых педагогом методических приемов, проникновение в суть наблюдаемого и объективная оценка происходящего
Для фиксации наблюдаемого использовать видеосъемку, что способствует точности наблюдений; разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу
2
Беседа
Выявление уровня развития у воспитанников (на основе целевых ориентиров развития дошкольников, сформулированных в ФГОС ДО), наличия и уровня профессиональных компетентностей у педагогов, проблем, имеющихся в работе, степени благополучия ребенка в условиях ДО
Проведение беседы по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями с приглашением младшего воспитателя, так как единство требований к детям – необходимое условие их правильного воспитания и развития
3
Выявление способностей
Предоставление ребенку возможности продемонстрировать свои умения при условии, если он проявляет на это желание
Создание благоприятной для раскрытия возможностей ребенка ситуации
4
Изучение результатов продуктивной деятельности детей(рисунков, лепки и т. д.)
Определение уровня владения детьми техническими навыками в изобразительной деятельности, лепке, аппликации и т. п.
Предоставление воспитателями продуктов детской деятельности старшему воспитателю, руководителю ДОО
5
Педагогическая диагностика уровня развития детей
Изучение исходного уровня развития детей в начале, середине, конце года; составление плана корректирующих воздействий, индивидуальных карт развития
Фиксация результатов диагностики уровня и качества развития детей в диагностических таблицах и картах, позволяющих выделить существенные положительные и отрицательные качества, показатели, выявить резервы и наметить пути их использования, разработанных с учетом требований ФГОС ДО и выбранной ООП
6
Изучение документации
Анализ документов, регламентирующих процесс жизнедеятельности детей
Анализ медицинских документов с целью получения информации о причинах низкого уровня усвоения содержания ООП тем или иным ребенком; проверка календарных планов воспитателей для получения информации о ходе выполнения ООП
7
Мониторинг
Непрерывное научно-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, постановки задач и поиска эффективных средств их решения
Осуществление формирующего контроля, в процессе которого происходит коррекция и координация деятельности
В управлении дошкольной организацией необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт
III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников:
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;
события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.
Это направление годового плана представлено тремя блоками: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; события этнокультурной и социальной направленности; реализация регионального компонента.
Направление Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства. Эти формы необходимо использовать не только для того, чтобы познакомить детей дошкольного возраста с нормами, традициями общества и государства, а для того, чтобы пребывание ребенка в дошкольной организации было радостным, окрашенным положительными эмоциями праздника и веселья, …так как праздник задает формы эмоциональных переживаний на всю жизнь (В. Собкин).
Направление События этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. Эти события необходимо выстраивать в контексте событийной общности нескольких поколений воспитывающих взрослых. Формы (семейные гостиные, досуги и другие), представляющие события, должны быть открыты для нескольких поколений семей воспитанников, а также могут проводиться вместе с институтами культуры и искусства. Направление Реализация регионального компонента планируется исходя из парциальной или региональной программы. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей. Ответственность за развитие ребенка-дошкольника в этих видах деятельности необходимо распределять между семьей и дошкольной организацией. Необходимо, чтобы воспитатели и специалисты дошкольной организации взяли на себя функцию сопровождения и поддержки родителей, прародителей в реализации мероприятий этого блока.
IV раздел. Направленность работы творческих групп
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.
Творческая группа – это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, представленных в концепции проекта ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Необходимо включать в годовое планирование такое направление, как Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, – одно из важных условий развития социальных и личностных качеств ребенка. В проекте ФГОС особое место уделяется условиям, созданным в дошкольной организации для социального и личностного развития ребенка. Одним из таких условий является предметно-пространственная развивающая среда. Требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной образовательной организации четко прописаны в проекте ФГОС. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОО заложены в Концепции построения развивающей среды в ДОУ под редакцией А. В. Петровского (1993 г.). А. В. Петровским и С. Л. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований. Продолжая размышлять об организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОО и задавая вопрос, на что же сейчас в нынешней ситуации практики должны обратить внимание при построении среды в группах, необходимо вспомнить учение педагога-гуманиста, доктора психологических наук Ш. А. Амонашвили о том, что внутренняя космическая энергия – Природа – реализуется в ребенке по ЧЕТЫРЕМ направлениям в ЧЕТЫРЕХ его устремлениях, страстях:
1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей.
2. Страсть к взрослению. Ты уже взрослый – хочет слышать от нас ребенок.
3. Страсть к свободе. Великое утверждение ребенка Я сам.
4. Страсть к познанию. Ребенок познает себя как человек и усваивает истинно человеческое.
Воспитание: В-ось-питание. Воспитание – это питание духовной оси человека, его нравственного стержня. Достижение цели воспитания происходит через красоту к человечности. Красота – вот главное условие воспитания. Красота образов, которые создают жизненную среду вокруг ребенка, проходят через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка (В. А. Сухомлинский).
В проекте ФГОС дошкольного образования представлены требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной организации. Она должна обеспечивать:
1. Максимальную реализацию образовательного потенциала детского сада для развития детей.
2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
3. Реализацию различных образовательных программ.
4. Учет национально-культурных условий.
Должна быть:
• содержательно насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
В примерных программах для ДОО предметно-пространственную среду наполняют: кабинеты, зоны, уголки, центры, секторы. Каждая примерная программа подразумевает свой перечень наполнения предметно-пространственной среды, но для того чтобы выполнить требования ФГОС, воспитателю детского сада необходима концепция проекта ФГОС, которая заключается в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка дошкольного возраста, а не в простом заполнении среды групп ДОО играми, пособиями и другими дидактическими материалами. Первое, с чего необходимо начать, – понять четыре страсти ребенка. Второе – осмыслить, что воспитывающие взрослые могут сделать, какие создать условия для развития этих страстей. А далее – создать свой проект развивающей среды для своих детей, своей группы, учитывая их потребности, интересы, возраст. А самое важное – понять, что развивающая среда должна развивать, а не давать готовые варианты ответов на те или иные исследовательские вопросы детей. Задача творческой группы – помочь воспитывающим взрослым разрабатывать и создавать такие условия ребенку, которые помогут ему научиться задавать вопросы и выстраивать программу по поиску ответов на них!
V раздел. Взаимодействие с родителями:
Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);
Совместная деятельность педагогов с родителями (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т.ч. вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность.
Совместная деятельность детей - педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т.д.)
Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).
Этот раздел годового плана включает в себя три направления: Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи, Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия, Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми.
Направление Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи открывает возможность более качественно подойти к вопросам взаимодействия детского сада и семьи. Специалисты детского сада (воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог и др.) помогают родителям перевести воспитание в семье на новую, более высокую, ступень. Однако это происходит успешно только при том условии, если специалисты детского сада изучают семью, используя разнообразные методы и формы, что позволяет дифференцированно подходить к родителям и детям (наблюдение за отношениями детей и родителей, посещение семьи, беседа с детьми и родителями, анкетирование семьи, сочинения родителей). Знание воспитательных возможностей семьи – важная, но не единственная составляющая рассматриваемого направления взаимодействия детского сада и семьи. Семья также имеет право на знание детского сада. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала друг друга дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития воспитания дошкольников. К ним относится хорошо известный в практике работы с родителями день открытых дверей, а также и мало известные встречи-знакомства.
Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Направление в годовом плане Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия обеспечит целенаправленное, системное взаимодействие детского сада и семьи. В широком значении основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения В узком значении, применительно к системе родители – дети, целью выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (лиц, их заменяющих). Просвещение родителей в детском саду направлено на их ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, на собрании), или опосредованно. В качестве источников информации, получаемых опосредованно детским садом и семьей, являются: рукописные газеты, журналы, переписка педагогов и родителей, стенды для родителей, памятки, буклеты, выставки, медиотека.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе педагоги – родители – дети является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:
– потребности в любви, одобрении;
– стремления к овладению своим телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми;
– потребности к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение;
– потребности в ознакомлении с окружающим миром. Формами такой деятельности являются: акции, вечера музыки и поэзии, воскресный семейный абонемент, семейная гостиная, музыкальные фестивали, клубы, праздники, прогулки и экскурсии, проектная деятельность, семейный театр.
VI раздел. Административно-хозяйственная работа
Материально-техническое обеспечение
Улучшение условий труда сотрудников
Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников
В рамках административно-хозяйственной работы в годовой план целесообразно включать следующие вопросы: осуществление контроля за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательной организации; осуществление контроля за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательной организации; принятие мер по расширению хозяйственной самостоятельности образовательной организации, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательной организации, дополнительных источников финансовых и материальных средств; организация работы по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательной организации, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств; обеспечение контроля за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций; принятие мер по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для воспитанников и работников образовательной организации; проведение работ по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательной организации; проведение инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.
VII раздел. Работа методического кабинета
Повышение квалификации педагогов
Подготовка к аттестации, аттестация
Годовой круг родительских собраний-встреч
Изучение педагогической и психологической литературы
В раздел входит три направления: Повышение квалификации педагогов, Годовой круг родительских собраний-встреч, Изучение педагогической и психологической литературы.
Направление Повышение квалификации педагогов решает задачу методической поддержки воспитателей в контексте прохождения аттестационных мероприятий.
Направление Годовой круг родительских собраний-встреч – это вид поддерживающего взаимодействия детского сада и семьи. Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников. Диалог порождает новый смысл собрания – собрание – встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада. Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это – объединение равных; это – признание множественности истин, это – открытость целевых установок; это – удивление и одобрение; это – поиск ответов на вопросы; это – опыт взаимодействия, это – возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом.
VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства
Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства
Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия
Совместная деятельность взрослых и детей
Реализация направления Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства возможна при применении таких форм: социально-педагогическая диагностика, день открытых дверей, встречи-знакомства. В этом блоке важно спланировать свою деятельность: знакомство, совместное изучение достижений и трудностей сторон в сфере воспитания ребенка, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Направление Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия может быть представлено такими формами работы: индивидуальные беседы, консультации, конференции, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека. Необходимо использовать разнообразные формы информационного просвещения родителей, педагогов и педагогов дополнительного образования.
Направление Совместная деятельность воспитывающих взрослых предполагает использование активных форм: акции, вечера музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиные, салоны, фестивали, клубы (в том числе вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность.
В направление Образование воспитывающих взрослых целесообразно включать лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии и другие формы; в нем есть четкое разделение ответственности и активности сторон взаимодействия.
Детский сад информирует учреждения дополнительного образования (учреждения культуры и искусства) о региональной образовательной программе, реализуемой коллективом детского сада, готовит и проводит встречи-знакомства за круглым столом, показывает коллегам – педагогам – организаторам детского досуга – место и роль детского сада и его партнера – семьи – в процессе становления, развития и воспитания Благородного Гражданина, предоставляет им возможность участвовать в различных событиях, организуемых ДОО, изучает особенности организации воспитания в учреждениях дополнительного образования (в учреждениях культуры и искусства). Предоставляет возможность педагогам-организаторам участвовать в различных событиях организуемых детским садом.
Учреждения дополнительного образования (учреждения культуры и искусства) знакомятся с региональной образовательной программой, реализуемой коллективом детского сада, получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи-знакомства и принимают соответствующее решение. В случае согласия – участвуют во встречах-знакомствах, активно включаясь во взаимодействие с коллегами, предоставляют возможность детскому саду участвовать в различных мероприятиях, организуемых учреждениями дополнительного образования.
В начале развития взаимодействия каждой стороне важно понять, что продуктивными делают отношения следующие личностные качества: открытость новому, гибкость, умение слушать и слышать других людей. Совместная деятельность и образование воспитывающих взрослых могут инициироваться как со стороны детского сада, так и со стороны учреждений дополнительного образования, институтов культуры и искусства.
Ведущей формой события является та, которая направлена на самовоспитание и совершенствование воспитывающих взрослых, на воспитание Сердца ребенка, развитие его Души, сохранение непорочности детства. Событие – достояние культуры человечества, грани которого рождались и оттачивались в ходе всего культурно-исторического процесса.
Среди основных показателей качества планирования выделяют:
Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;
Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;
Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;
Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;
Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;
Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;
Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;
Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.
Кроме того, к показателям качества можно отнести:
Логику построения плана;
Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;
Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;
Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;
Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
Расписание НОД;
План оперативного контроля (если не запланирован в годовом плане);
График прохождения курсов повышения квалификации;
График прохождения аттестации педагогами;
План работы по внутрифирменному повышению квалификации;
Перспективные планы работы специалистов;
Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;
План взаимодействия со школой;
Проектная деятельность;
План работы творческой или рабочей группы;
План работы родительского комитета;
План работы по ПБ и ПДД;
План летне-оздоровительной работы;
Другое (исходя из особенностей работы учреждения).
Форма написания годового планирования
Блочно-схематичная форма
Направление (раздел)
Цель
Формы мероприятий
Тематика (задача, соответствующая форме мероприятия)
Участники
Ответственные
Месяцы
Перспектива
Отметка о выполнении
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Блочно-схематичная форма плана. Может быть представлена на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно выписывать для педагогов мероприятия на месяц
Основные направления работы
Целевая установка
В качестве целевой установки могут быть сформулированы годовые задачи деятельности ДОУ
Месяцы
Работа с кадрами
Организационно-педагогическая работа
Работа с родителями
Преемственность
в работе со школой, социумом
Административно-хозяйственная работа
Повышение квалификации
Аттестация
Консультации
Семинары,
семинары-
практикумы
Открытые
просмотры
Педагогические
советы и контроль
Организация и
содержание работы
методического
кабинета
IX
Тематика педсоветов определяется основными направлениями работы, а мелкие вопросы будут формироваться в ходе подготовки к педсовету за месяц до проведения
В этом разделе планируются:
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
Выставки;
Смотры;
Конкурсы;
Оснащение метод. кабинета материалами;
Приобретение учебных пособий
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Календарная форма планирования
Месяц
Управление
педагогическим
процессом
Дата,
ответственный
Организационная
деятельность
Дата,
Ответственный
Административно-хозяйственная
деятельность
Дата
Ответственный
Педсоветы
Открытые просмотры
Консультации
Семинары
Контроль и руководство
Обобщение
педагогического опыта
Производственные
совещания
Взаимодействие с семьями, социумом, школой
Работа в методическом
кабинете