Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Автор: Губанищева Елена Ардальоновна
Всероссийский конкурс: «Современный урок в условиях реализации ФГОС» Конспект урока русского языка Разработала Губанищева Елена Ардальоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №54 города Кирова, Кировской областиРусский язык, 7 класс УМК под редакцией Шмелёва А.Д. Тема: Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса Цель: сформировать понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении; совершенствовать навыки анализа словосочетания и предложения. Задачи: Образовательные: формирование представления об отличии предложения от словосочетания;совершенствование навыка определения вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;совершенствование навыка выразительного чтения предложения с соблюдением эмоциональной окраски и вида предложения по цели высказывания.Развивающие: развивать аналитическое мышление, умение сопоставлять различные лингвистические явления, определять характерные их черты, развивать речевую компетенцию;Воспитательные:воспитывать культуру речи, воспитывать культуру работы в паре,воспитывать потребность учащихся в совершенствовании собственной грамотности.УУД: Познавательные:самостоятельное выделение познавательной цели,синтаксический разбор предложений и словосочетанийопределение типов подчинительной связи в словосочетанияхусвоение различий между словосочетаниями, предложениями и текстомсмысловое чтение.Регулятивные:постановка учебной задачи,определение промежуточных целей с учетом конечного результата,оценка качества работы, выделение критериев оценки,осуществление само- и взаимоконтроля.Коммуникативные:выражение собственных мыслей, сотрудничество с одноклассниками,Личностные:формирование потребности в совершенствовании собственной грамотности,соблюдение нравственно-этических норм при взаимодействии с другими,оценивание личностных достижений и трудностей.Планируемые результаты:Предметные:знать понятие предложения, видов предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;уметь отличать предложение от словосочетания, самостоятельно составлять предложения, выразительно читать вопросительные, побудительные, повествовательные, восклицательные/невосклицательные предложения. Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи,осознание собственных достижений или трудностей в работе по теме,объективное оценивание результатов собственного труда и работы других. Метапредметные:самостоятельное выделение учебной цели,уметь анализировать, сопоставлять различные явления, уметь обобщать наблюдения и делать выводы,производить объективную оценку работы. Основные понятия:Предложение как языковая единица, Повествовательное, вопросительное, побудительное предложение,Восклицательное предложение, Словосочетание, Синтаксис.Ресурсы: Основные – учебник «Русский язык» 7 класс Шмелёв А.Д. изд. Москва «Вентана-Граф», 2017год, классная доска, проектор, раздаточный материалТип урока: повторение и обобщение изученного материала. Ход урока1. Организационный момент2. Актуализация знаний (Стадия вызова)Учитель читает текст и словосочетания, написанные на экране Словосочетания:Просится в душу, не сошёл с земли. -Скажите, какие единицы языка здесь написаны?-Можно ли понять, о чём идёт речь? (Словосочетания) - А теперь, послушайте другой эпизод. Можно ли сказать, то мы услышали текст? Как называется эта единица синтаксиса? С земли не сошёл снег, а в душу уже просится весна. (Это предложение) У: Может ли текст состоять из одного предложения? (Текст –это два и более предложения, которые соединяются по смыслу и грамматически) Давайте послушаем текст А.П. Чехова о том, как постепенно, шаг за шагом к нам приближается весна. С земли не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на колокольню или на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную, от края до края. (А.П. Чехов) У: Как красиво написал А. П. Чехов о приходе весны, как будто посмотрел в окно на нашу природу! И если в первом случае мы услышали словосочетания, то Чехов составил предложения, собранные в один связный текст. Кто уже догадался, какую тему мы будем сегодня изучать?Д: Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса. У: Абсолютно верно! Тема нашего урока: Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса. Откройте тетради и запишите тему. Сегодня мы вспомним, повторим понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении.3. Беседа- обобщение Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (Словосочетание, предложение, текст). Что из себя представляет текст как единица синтаксиса? Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности) Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?А из чего состоят словосочетания?4. Мы с вами изучили, что такое словосочетание и предложение. Давайте вспомним самое главное, а помогут нам в этом ваши сообщения и презентации Работа по презентации. Родители и дети выполняют задания по презентации, работают в парах. Затем представляют результат.5. Физкультминутка. (Умная разминка.) У: Итак, какие типы связи слов в словосочетании вы знаете? (Согласование, управление, примыкание) Давайте, покажем нашим гостям, как вы поняли эту тему, а заодно разомнёмся немного. Прошу всех встать так, чтобы вам ничего не мешало двигать руками. Я буду диктовать словосочетания, если тип подчинительной связи согласование, вы разводите руки в стороны, управление – руки перед собой, примыкание – руки вверх. Наши мамы могут делать разминку вместе с нами. Умная разминка начинается. (включить музыку)Долгожданная весна, радуешься солнышку, на душе легко, весёлое настроение, торопимся на праздник, радостно смеяться, весенний день, чуть-чуть припекает, возвращаешься из школы, апрельская капель, общаешься с друзьями, хорошие приятели, повторяешь синтаксис, русский язык, учить на отлично. 6.Индивидуальное задание. У: Молодцы! А сейчас давайте послушаем сообщение на тему «Предложение – основная единица синтаксиса», презентация по теме 7.Практическая деятельность учащихся. Групповая форма работы1 Задание: выразительно прочитайте, определите, о чём говорится в предложении, выполните синтаксический разбор предложений, из каждого выпишите словосочетания и определите тип подчинительной связи слов в словосочетанияхОн богатый, красивый, мудрый, выразительный, он помогает людям общаться, высказывать свои мысли.У: Правильно, речь идёт о языке, он действительно является основным средством общения, без языка мы не смогли бы понимать друг друга. Есть даже такое изречение древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» 2.Задание: прочитайте высказывание, объясните его смысл, напишите согласны ли вы с высказыванием Феликса КирсановаГовори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.8. Рефлексия - Что мы изучали сегодня на уроке?- Изобразите своё настроение в виде смайлика (Учитель заранее раздал карточки для рефлексии)- Нарисуйте себя на лестнице успеха: на каком уровне были твои знания по этой теме до урока и насколько выросла твоя компетентность в итоге урока?9. Домашнее задание по выбору учащихся1.Повторить правила п. 2-5, выполнить упр. 15 стр 322,2.Написать сочинение на лингвистическую тему: «Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса»3. Сделать презентацию по изученной теме