артикуляционная гимнастика


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: артикуляционная гимнастика
Автор: Павлова Ирина Юрьевна

Артикуляционная гимнастика для свистящих.1. «Заборчик»Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. 2. «Почистим зубы»Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движение языком вверх – вниз.3. «Киска сердится»Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, за тем выравнивается. 4. «Кто дальше загонит мяч»Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 5. «Подуй в трубочку»Колпачок от шариковой ручки зажать между зубами и дуть в колпачок.Артикуляционная гимнастика для шипящих.1. «Лопатка»Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. 2. «Маляр»Цель: вырабатывать движение языка вверх его подвижность, умение управлять им.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небу, делая движение языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно).3. «Вкусное варенье»Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. 4. «Чашечка»Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 – 10. 5. «Для развития выдоха»Округлить губы и вдохнув,  равномерно,  с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается теплая струя. Многократным упражнением добиться необходимой силы выдоха.Артикуляционная гимнастика для «Л»1. «Заборчик»Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.2. . «Лопатка»Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.3. « Накажи непослушный язычок»Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить звуки пяпяпя.4. «Индюк»Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движение по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки блбл..5. «Песенка язычка»Зажать зубами кончик языка и произнести протяжный звук а или ы (с включением голоса). Получится звук л.Артикуляционная гимнастика для «Р»1. «Качели»Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.2. «Маляр»Цель: вырабатывать движение языка вверх его подвижность, умение управлять им.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небу, делая движение языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно).3. «Грибок»Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.4. «Лошадка»Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. 5. «Барабан I»Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук дд – д. 6. «Барабан II»Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру неба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами.7. «Фырканье»Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса. Язык и губы не напряжены.