«Давайте понимать друг друга»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Давайте понимать друг друга»
Автор: Бойко Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска Сценарий Познавательно-игровой программы «Давайте понимать друг друга», посвященной Международному Дню инвалидов. Разработчики: Бойко Е.Н., педагог д.о. Липовая А.И., педагог д.о. Саурина А.Н., педагог д.о. г. СальскДата и время проведения: 10.12.2018г. в 12.45 час.Место проведения: МБОУ СОШ №6Участники: учащиеся детских объединений «Аллегро», «Страна мастеров», «Мой мир», 2-4 классов в количестве 30 человек.Описание работы: интегрированное мероприятие, посвященное Международному дню инвалидов.Форма проведения: час доброты: беседа - игра - практикум.Цель: формирование позитивного, уважительного отношения школьников к людям с ограниченными возможностями здоровья и осознание ценности здоровья, понимание того, что такие люди живут рядом с нами и являются полноценными членами общества.Задачи: 1. Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам;2. Обучение контролю над собственными эмоциями;3. Развитие высших психических функций: внимания, восприятия, логического мышления;4. Формирование нравственных качеств человека: забота о других, умение дружить, делать добро для других.Оборудование и материалы: ноутбук, магнитофон, экран, проектор; части бумажного человечка, магниты, карточки с терминами; сердечко (на каждого учащегося); кегли, карандаши, фломастеры, иллюстрации; музыкальный и видеоматериал: Диана Гурцкая «Волшебное стекло», музыка для игр, социальные видеоролики «Твори добро», «Доступная среда».Предварительная работа: проведение информационных часов ко дню инвалидов, разучивание песни «Доброта».Ход мероприятия.Организационный момент.Педагог: Здравствуйте, ребята! Для нас уже стало доброй традицией собираться большой, дружной семьей. Да, да, вы не ослышались, семьей. Ведь мы встречаемся в школе почти каждый день, и школа стала для нас вторым домом. Я рада, что сегодня мы снова вместе! А что явилось поводом для нашей встречи, вы узнаете совсем скоро. Для начала давайте поприветствуем друг друга. (Перекличка объединений) А теперь зарядимся хорошим настроением. Игра «Передай улыбку»Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу. (Ответы детей) А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.Педагог: Ребята, обратите внимание на доску. Что что вы здесь видите? (части тела бумажного человечка). Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится. (Дети выполняют задание) Сколько рук у человека? Сколько ног у человека? У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это? А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела. (Дети выполняют задание) Чего не хватает у человека? (Ответы) Можно ли этого человека назвать полноценны или здоровым? А вы знаете, как его можно назвать? (Ответы) Слайд В словаре С.И. Ожегова слово инвалид означает - человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.И сегодня мы поговорим именно о таких людях? Ведь 3 декабря был Международный день поддержки инвалидов. К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди ограничены в своих возможностях или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм. Да, действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.Слайд «Травмы в школе и дома»Педагог: Посмотрите на экран. О чем нас предупреждает это видео? (Ответы детей). Правильно, баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам. Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю посмотреть видео и послушать песню «Волшебное стекло». Звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы ГурцкойПедагог: Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (Ответы детей, эта исполнительница - слепая) Таких людей называют «инвалид по зрению». Прочитайте слово, написанное на доске. (Дети читают «зрение») К какой части речи относится это слово? (Существительное). Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный). А теперь составьте словосочетание: зрительный зал. Составьте предложение с этими словами. (Раздаю карточки со словами) Получилось: «Ребята сидели в зрительном зале.» Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (Ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (Ответы детей) Во многих городах есть «Общества слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления: крышки, выключатели, розетки и даже могут читать книги, но специальные, для слепых.Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание. Игра «Принеси книгу с завязанными глазами».Игрок от каждой команды проходит путь между кеглями с завязанными глазами. Участники команд дают подсказки: прямо, влево, вправо.Педагог: Что испытывали при выполнении этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза? Для нас всех это просто игра. При желании мы можем открыть глаза и проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут. А сейчас предлагаю снова обратить внимание на экран. Прочитайте отрывок из произведения (на экране текст с пропущенными словами)«Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. дятел. На болоте ….лягушки. Возле цветка …. шмель. В траве …. саранча».Прочитайте слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает. Вставьте слова по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось? О чем текст? (О звуках природы). Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху. СлайдПедагог: Рассмотрите внимательно картинку и скажите, что может привести к потере слуха? Что нужно делать, чтоб этого избежать? (Ответы детей) Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. Ведь люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры. А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами. Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 3 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак. Что испытывали? Что хотелось сделать? (Ответы детей)Педагог: Предлагаю снова обратить внимание на экран. Видеоролик «Доступная среда»Педагог: Ребята, скажите, люди с ограниченными возможностями нуждаются в нашей помощи? Как мы можем помочь им? (Ответы детей)Давайте сейчас разделимся на три группы.1 ряд - градостроители.Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам. (Сделать вход и выход, предназначенный для инвалидов и т.д.)2 ряд- автомеханики.Им нужно оборудовать машину для перевозки инвалидов. (Сделать автоматическую дверь, заезд для колясок и т.д.)3 ряд – помощники. Им нужно выбрать карточки, на которых написано действия, которые вы можете сделать сами в помощь инвалидам. (Помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)Дети в течении 3-5 минут выполняют задание. Затем дети озвучивают, что у них получилось.Педагог: Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. (На доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). Предлагаю прикрепить наши сердечки на лист ватмана и повесить его в школе. Ведь с нами рядом учатся ребята, которым очень нужна ваша поддержка и понимание. Практическое задание «Сердечки добра»Ребята, о ком и о чем мы сегодня говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я, друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры. Звучит песня «Доброта» гр. «Аллегро»Педагог: Ребята, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении нашей встречи по вашим глазам мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Социальный видеоролик «Твори добро»