Социальное партнерство как ресурс расширения спектра услуг и повышения качества дополнительного образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальное партнерство как ресурс расширения спектра услуг и повышения качества дополнительного образования
Автор: Черногалов Анатолий Владимирович

Черногалов Анатолий Владимирович,муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества» (МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»),директорСоциальное партнерство как ресурс расширения спектра услуг и повышения качества дополнительного образованияПеред сферой дополнительного образования детей поставлена задача модернизации, повышения качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития, самореализации, формирования ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения подрастающего поколения. Основным предназначением дополнительного образования является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, а его отличительной особенностью от формальных форм обучения – добровольность посещения, самостоятельный выбор ребенком содержания предметной деятельности. В условиях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и внедрением персонифицированного финансирования дополнительного образования возрастает конкуренция со стороны негосударственного сектора. В этой ситуации не исключен сценарий снижения потребительского спроса на услуги дополнительного образования, предоставляемые муниципальными учреждениями, поскольку организации негосударственного сектора быстрее откликаются на конъюнктуру рынка образования, нежели муниципальные, чьё выживание не в полной мере зависит от платных услуг. Это требует от административной команды и педагогического коллектива Центра детского творчества поиска путей не только сохранения своего контингента обучающихся, но и привлечения новых потребителей образовательных услуг.Федеральная Концепция дополнительного образования детей одним из основных механизмов развития системы дополнительного образования обозначает «…межведомственную и межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов, в том числе организацию взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности». Центром детского творчества выстроены партнёрские отношения, в первую очередь, с образовательными организациями, на базе которых педагоги проводят учебные занятия, высшими учебными заведениями города и округа по экспертизе исследовательских проектов, организации научно-практических конференций. В рамках взаимодействия с учреждениями культуры, социальной сферы проводятся профориентационные, профилактические, природоохранные, спортивные, культурно-досуговые мероприятия. Целью данного сотрудничества является создание единого образовательного пространства, позволяющего повышать как профессиональную компетентность педагогических работников, так и способствовать всестороннему развитию обучающихся и воспитанников. Налажено взаимодействие со средствами массовой информации: телекомпаниями и городскими газетами города.Однако, в контексте государственных приоритетов и целевых установок, актуальным становится развитие форм взаимодействия с субъектами социального партнерства (учреждения образования, культуры, спорта, социальной сферы, общественные организации и др.), использование которых позволит учреждению сохранить гибкость, мобильность, динамичность и тем самым соответствовать актуальным потребностям социума.Исходя из имеющегося опыта и существующих проблем, нами были определены следующие направления сотрудничества:
  • Расширение географии предоставления услуг и спектра реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  • Обновление содержания реализуемых программ, разработка новых востребованных программ.
  • Расширение доступности услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Повышение престижа естественнонаучного образования.
  • Привлечение новых потребителей образовательных услуг.
  • Под эффективной моделью социального партнерства мы понимаем объединение и взаимовыгодный обмен кадровыми, материально-техническими, образовательными, социальными, информационно-маркетинговыми ресурсами, которые обеспечивают решение проблем в отдельно взятом направлении для достижения общего результата.Стратегическое управление реализацией проекта осуществляет директор учреждения. Коллегиальными органами стратегического управления выступают Управляющий совет и педагогический совет, которые принимают решение о целесообразности реализации проекта для развития учреждения, осуществляют контроль за промежуточными результатами и выносят решение о его эффективности.Определение механизмов развития методического обеспечения проекта осуществляет методический совет, который, в свою очередь тесно взаимодействует с программно-методической комиссией учреждения. Включение этих структур в управление реализацией проектом позволит успешно решать задачи, связанные с обновлением содержания программного и методического обеспечения мероприятий проекта.Тактическое управление проектом осуществляется на уровне заместителей директора по учебно-воспитательной работе, по административно-хозяйственной работе, главного бухгалтера, юрисконсульта, которые совместно решают поставленные задачи каждый в пределах своей компетенции. Заместители директора по учебно-воспитательной работе в свою очередь работают в тесном взаимодействии с методическим советом и программно-методической комиссией. За каждым из заместителей по учебно-воспитательной работе закреплены полномочия по контролю за деятельностью рабочих групп, исходя из курируемых ими направлений деятельности учреждения в целом. Состав рабочих групп формируется с учетом мнения педагогического совета и утверждается приказом директора. В состав рабочей группы входят работники учреждения, обладающие необходимыми компетенциями для реализации поставленных задач. Из их числа избирается руководитель, который и осуществляет оперативное управление реализацией проекта через координацию деятельности группы, взаимодействие с потенциальными партнерами по их участию в планировании совместной деятельности, проектных мероприятиях.Непосредственное участие в управлении проектом принимают руководители структурных подразделений, педагогические работники, которые являются непосредственными исполнителями и целевыми группами проекта. Предполагается, что внедрение данных форм социального партнерства позволит:
  • увеличить доли программ нового поколения, интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования в общем количестве дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учреждении на 7%;
  • разработать и реализовать дополнительные общеобразовательные программы по востребованным направлениям: «Журналистика и тележурналистика», «Мультипликация и анимация», «Основы видеосъемки и монтажа», «Зумба для детей», «Лечебная физкультура» и «Скалолазание»;
  • расширить спектр платных образовательных услуг за счет реализации программ обучения иностранным языкам, лего-конструированию;
  • сохранить контингент обучающихся по программам естественнонаучного цикла, увеличить количество детей, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность;
  • увеличить количество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных реализаций дополнительных общеобразовательных программ, мероприятиями, направленными на их успешную социализацию на 30%;
  • увеличить контингент обучающихся, в том числе с использованием сертификата дополнительного образования на 10%;
  • достигнуть 100% удовлетворенности родителей, обучающихся качеством предоставляемых учреждением образовательных услуг.
  • Таким образом, развитие сетевого взаимодействия по реализации совместных общеобразовательных программ, нацеленных на общий образовательный результат, становится движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эта цель была достигнута.Список используемой литературы:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014)
  • Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 годы // утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р.
  • Программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 г.», утвержденная постановлением Правительства ХМАО – Югры от 09.10.2013 № 413-п.
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 19.02.2010 № 91-рп.
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11.
  • Концепции персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // утверждена межведомственным приказом департамента образования и молодежной политики, департамента культуры, департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2018 № 197. Сетевое взаимодействие: возможности расширения образовательного пространства//статья из опыта работы, г. Комсомольск на Амуре, 2017 г.
  • Основы интеграции и сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: учебное пособие/сост. А.В. Золотарева, Н.Г. Тихомирова, под ред. А.В. Золотаревой.Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.