" Взаимодействие и общение актёров на сцене "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Взаимодействие и общение актёров на сцене "
Автор: Исаева Дарья Анатольевна

Открытое занятие по театрализованной деятельности " Взаимодействие и общение актёров на сцене "Главная цель театрального детского объединения «Ритм» – развитие социальной уверенности детей посредством театрального искусства. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На  занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно- индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. Занятия проходят в форме диспутов. Диспут эффективно раскрывает сущность идеи произведения; необходимость четко формулировать точку зрения, используя исходные критерии оценок, собственные нравственно-эстетические ценности, диспут заставляет учащихся активно разбираться в основах их мировоззрения, отстаивать свои убеждения в столкновении мнений, подбирать аргументы, быть убедительным логически и эмоционально. Занятие испут является одной из форм активизации воспитанников, способствует поднятию интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспуты развивают устную речь, учат общению, стимулируют творческую самостоятельность учеников. Идейный спор касательно волнующей участников проблемы помогает формировать нравственную убежденность, способствует становлению активной жизненной позиции - изучение фольклора и традиционной народной культуры, привлечение молодежи к занятиям в творческих коллективах, развитие фестивального движения; Набор в детское объединение ведется по желанию детей и родителей .Конспект  занятия  по театрализованной деятельности с использованием социгровых методов «Взаимодействие и общение актёров на сцене» для детей старшего возрастаПрограммное содержание
  • Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, понтомимимки. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
  • Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
  • Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
  • Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
  • Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
  • Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.
  • Цель занятия: развитие творческих элементов актерского мастерстваЗадачи:Обучающие задачи:
  • Практическое освоение элементов актерского мастерства
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах
  • Обобщение понятия “Фантазия”, “Воображение”
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене
  • Развивающие задачи:
  • Развитие творческой фантазии и непроизвольности приспособления к сценической условности
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.
  • Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла
  • Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
  • Воспитывающие задачи:
  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки
  • Воспитание нравственного отношения к окружающему миру
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством
  • Средства обучения: ноутбук, презентация, фонограмма для заданий, карточки с заданиями, реквизит для заданийМетоды обучения:
  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Наглядный: презентация
  • Метод усложнения заданий
  • Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.План занятия:I. Организационный моментПриветствие. Настрой и мотивация обучающихся.II. Основная часть
  • Сообщение темы и цели занятия
  • Актерский тренинг
  • Беседа по теме занятия
  • Практическая часть по освоению темы:
  • Творческие задания: упражнения, импровизацияIII. Подведение итогов занятияРефлексияХод занятияI. Организационный момент: Слайд 1 “Титульный” ()Педагог: 1. Организационный момент (4 мин.)Звучит фонограмма музыкального приветствия «Играй – город» представляет!». Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка «Хорошо на свете жить!» По окончании зарядки, педагог: Слайд 2, 3 – “Волшебный мир”, “Театр”Педагог:Волшебный мир, прекрасный мир театра!Он верить заставляет в чудеса!Лягушка превращается в царевну, Плывет хрустальный город в небесах!Здесь все прекрасно: жесты, маски.Костюмы, музыка, слова.Здесь оживают наши сказки.И с ними светлый мир добра.– Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И   после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).2. Теоретическая часть – повторение материала (5 мин.)Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки  в рамках темы…? (Ответы учеников) Педагог: Верно. Взаимодействие и общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы выяснили, что выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра. Вопрос: Что возникает в результате? Ответ: Возникает взаимодействие, борьба. Вопрос: В чем особенности актёрского общения? Ответы:
  • Надо  воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.
  • Вопрос: В чём проявляется общение? Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций,   в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.  Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»  Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.Вопрос:  Что рождает настоящее взаимодействие? Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоихСлайд 2, 3 – “Волшебный мир”, “Театр”Педагог:Волшебный мир, прекрасный мир театра!Он верить заставляет в чудеса!Лягушка превращается в царевну, Плывет хрустальный город в небесах!Здесь все прекрасно: жесты, маски.Костюмы, музыка, слова.Здесь оживают наши сказки.И с ними светлый мир добра.Основная часть.1. Объявление темы занятия.Слайд 4 “Знак вопроса”Педагог: Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить, кто же создает этот прекрасный мир театра:Слайд 5 “Театральные профессии”Загадываются загадки (), при правильном ответе появляется фото профессии.Слайд 6-10 “Сцены из спектаклей”- 4 слайдаСкажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети перечисляют). Правильно, хорошая речь, пластика, костюмы, грим, музыка помогают актеру играть на сцене самые разные роли. Но есть качества, без которых не может обойтись ни один актер. Без них невозможно творчество. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это фантазия и воображение. Вы согласны?Слайд 10 “Тема занятия”Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)Педагог:  Тема сегодняшнего занятия «Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах». С взаимодействием мы разобрались, а вот  предлагаемые обстоятельства,  что это?Ответесто и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё  что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…   Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!. часть – тренинг на разогрев (5 мин.)Предлагаемые обстоятельства: 1.  Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем месте!  (Упражнение на релаксацию)2. Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу! (Упражнение  на разогрев мышц)3.  Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению! (Артикуляционные упражнения: щётка, иголка, пятачок-улыбочка, драндулет, качели; и упражнения на опору дыхания) Актерский тренинг. Игры на эмоциональный настрой, внимание.Педагог: Отлично! Мы сейчас с вами поделимся на 2 группы. Одна - актеры, другая - зрители. Потом меняемся. Внимательно послушайте задание. Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.  На карточке, которую вы сейчас получите, написана, сказка. ()Ваша задача без слов показать эту сказку, так что бы нам было понятно, роли распределяете самостоятельно время на подготовку не более 3 минут. (Звучит музыка).Просмотр задания. Группы меняются местами. Обсуждение упражнения. Педагог: Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.Практическая часть по освоению темы.Педагог:  Далее провожу пять упражнений на взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах:Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок»  Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как  ключик.  Добиваюсь  слитного хлопка.«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучшеУпражнение «Суета»  Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в букву «зю» или «кукарямбу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:
  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.
  • Перерыв10 минут.6. Тренинги на взаимодействие (10 мин.)Учащиеся на сцене.Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу. «Мяч и насос»  формирует навыки  взаимодействия в паре,  и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.«Простые парные задания»  Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди. Упражнение «Орган». Цель: развитие навыков взаимодействия и освобождение голоса. Расслабившись и закрыв глаза, дети лежат на полу.  Касаясь каждого, «открываю» трубы органа, которые начинают звучать.  Звучат все дети – звучит весь орган. Затем по очереди  касанием «закрываю» трубы, в итоге инструмент замолкает.Упражнение «Машины». Выработка навыков коллективной работы. Цель: найти воображаемые, но логичные пути связать воедино движение и звук и создать вместе   «машину»/станок/фантастический агрегат». Под ритмичную музыку 1-й учащийся выполняет одно движение, характерное, по его мнению, для работы какого-то механизма. Затем к нему подключается 2-й участник «проекта» и добавляет своё «механическое движение». Далее в фантастическом «агрегате» появляются всё новые механизмы (подключаются все участники занятия). Педагог: Наша удивительная машина работает слаженно и ритмично. Все механизмы её связаны друг с другом невидимыми шестерёнками. Вот это результат!!! Прекрасная работа!  Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.7. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Вова. Он сидит на остановке и ждёт автобуса…  Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Вову встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На  остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.“Театр-экспромт”Молодцы. Спасибо, ребята. Занимаем места в творческом полукруге. Мы с вами проделали большую работу по тренировке актерского мастерства. Теперь, я думаю, вы готовы разыграть небольшой спектакль, как самые настоящие артисты. Это будет необычный спектакль, экспромт, т.е. без подготовки, с импровизацией. () Пожалуйста, выберите любую карточку, на которой написана ваша роль в будущем спектакле. Возьмите атрибут сказочного персонажа. А теперь попытайтесь сыграть вашего героя, включая ваше воображение, фантазию, эмоции. Слова автора буду читать я. Итак, прошу актеров занять свои места.Объявляется название спектакля.Уважаемые зрители, только сегодня, только здесь, и только сейчас премьера спектакля “Кривые зеркала ”.Разыгрывается театр – экспромт.Педагог: Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.Рефлексия.Педагог: По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты). Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).Подведение итоговПодводя итоги нашего занятия, я прошу вас закончить предложение: “Я понял (а), что...”Ответы детей. Педагог произносит фразу последним.Я поняла, что сегодня познакомилась с очень талантливыми ребятами.А сейчас я прошу вас свои впечатления от занятия записать на одной из “ладошек” (), лучше в виде смайлика. (Дети рисуют смайлик) Вторую “ладошку” вы можете оставить у себя.Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом.Спасибо, ребята, до скорых встреч!Список использованной литературы:
  • .К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
  • Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
  • М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/с», Ярославль «Академия развития» 2006.
  • Е.А. Алябьева  «Психогимнастика в Д/с», творческий центр, Москва 2003.
  • В. Холмогорова «Азбука общения».
  • Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
  • Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.
  • Дополнительные источники.