Создание ситуации успеха в учебной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание ситуации успеха в учебной деятельности
Автор: Захаренко Антонина Петровна

«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
  • Организационный момент
  • «Добрый день, уважаемые коллеги!Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.2. Определение темы IНа доске в разном порядке расположены слова- Для того, чтобы определить тему мастер-класса необходимо установить взаимосвязь между словами и словосочетаниями, расположенными в разном порядке.Тема: «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности» Каковы цели нашего мастер-класса?Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на урокеЗадачи:
  • информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха;
  • инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
  • проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроке;
  • развитие навыков сотрудничества.
  • «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ФГОС ставят перед современной школой задачи:
  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)
  • В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?
  • Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.
  • На нашем мастер-классе мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.
  • Для того чтобы легко работалось, я предлагаю взять с собой в дорогу хорошее настроение. 3. Основная часть1) Итак, тема нашего мастер-класса “Создание ситуации успеха ученика на уроке ”. Это достаточно сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда. Перед вами таблица “Условные обозначения лабораторных исследований”.Для работы нашего научно-исследовательского института нам потребуется экспертная группа (2 – 4 человека). В течение занятия эти люди будут внимательно анализировать работу научных сотрудников и в конце мастер-класса сделают свои выводы по теме исследования.2)Уважаемые лаборанты, я предлагаю вам закончить предложения анкеты, дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос. Каждый педагог заполняет анкету.Начиная урок, я произношу слова: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________По моему мнению, на эффективность урока влияет: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________3)Работа в творческих группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом.а) Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем работать в группах. Прежде, чем мы начнём работу, послушайте, пожалуйста, притчу. Притча (сотрудничество).Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.б) Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила. Памятка участника мастер-класса1.Получи удовольствие !2.Позволь себе быть свободным !3.Доброжелательность к себе и другим !4.Постарайся быть внимательным .5.Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.6.Помни, что ты отвественен за результат работы всей группы, а группа- за каждого. И всё получится ! в) «Черный ящик»Итак, поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам значки младших лаборантов. Нам предстоит раскопать верхний слой, под названием «Черный ящик» и найти ответы на вопросы:- Что такое СИТУАЦИЯ УСПЕХА?- Что влечет за собой создание ситуации успеха на уроке?Уважаемые коллеги, вам даётся время, чтобы определить, что же такое ситуация успеха. (Работа в группах ,выступление каждой группы)Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика. В условиях сотрудничества можно выделить три ведущих действия учащихся: 1. Ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний; 2. Познавательная инициатива ребенка; 3. В процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать.Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются значки г) «Наука – практике»Второй слой идет под названием “Наука – практике”. Задание для 1-й группы.Уважаемые коллеги! Просим Вас спроектировать действия педагога, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Задание для 2-й группы.Уважаемые коллеги! Просим Вас спроектировать действия педагога, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Задание для 3-й группы.Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.Просим Вас привести 15 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»(Выступление групп.)Задание успешно выполнено. Вам присваивается звание младших научных сотрудников. д) «Противоречия во взглядах» Мы переходим к третьему слою под названием «Противоречия во взглядах».. Для того чтобы еще лучше сориентироваться в данной теме, я предлагаю вам сыграть в игру "Незаконченные предложения". Вы в роли ученика. Я произношу начало предложения, вам предстоит закончить его. Ваши ответы будет анализировать экспертная группа. В конце нашего занятия нам огласят результаты и сделают выводы. 1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?Молодцы, с заданием справились. Вам присваивается звание старших научных сотрудников и вручаются значки е) “Создание ситуации успеха – практика”. Переходим к последнему четвертому слою. Этот слой называется “Создание ситуации успеха – практика”. На своих уроках я использую различные приемы, которые предлагаю Вам рассмотреть. Ваша задача - раскрыть содержание приемов.Прием « Формирование положительной "Я"- концепции» у школьников.Положительная "Я"- концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"- концепции?Ответ. Для того чтобы формировать положительную "Я"- концепцию у школьника, необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее; создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, помогать детям в реализации себя в деятельности .Прием «Авансирование». Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.Прием "Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".Не грозит ли это девальвацией (обесцениванием) похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких "поглаживаний" вы можете привести? Выступление экспертной группы - А сейчас мне бы хотелось предоставить слово нашей экспертной группе. Огласите, пожалуйста, выводы по двум анкетам «Незаконченные предложения» от лица учителей и от лица учеников. - Дайте оценку работы нашим специалистам.( выбрать знак и прикрепить к доске)Подведение итоговУмение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.Для этого учителю необходимо:
  • видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
  • понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству
  • помогать детям реализовать себя в деятельности
  • Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
  • 4. Итог мастер-классаВот и подошел к концу наш мастер-класс. Мы с вами затронули очень важный вопрос и нашли пути его решения.Уважаемые коллеги, поздравляю вас с выполнением кандидатского минимума и с присвоением вам звания “Кандидат исследовательских наук”. Благодарю вас за сотрудничество. 5.Рефлексия. Продолжите, пожалуйста, фразу:-А, напоследок, я скажу…-Уходя с мастер-класса, я…-Мне хочется сказать…-Мой совет коллегамИ закончить нашу встречу я хочу притчей. Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:- А-а-а-а-а-а!И с удивлением слышит:- А-а-а-а-а-а!Мальчик спросил:- Кто ты?А ему в ответ:- Кто ты?Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:- Трус!А ему в ответ:- Трус!Мальчик спрашивает у отца:- Что происходит?Отец улыбнулся и говорит:- Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!Ему в ответ:- Я тебя уважаю!- Будь счастлив!Ему отвечают:- Будь счастлив!Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.Помните это! А ещё помните:Все дети талантливы!Ребёнок хорош, плох его поступок!В каждом ребёнке чудо-ожидайте его. А вот насколько каждый из ваших учеников будет успешным, зависит только т Вас Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.