Картотека игр по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека игр по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
Автор: Зарифуллина Флюра Гарихановна
Картотека игр по развитию словесного творчествадетей дошкольного возрастаII младшая группа«Доскажи словечко»Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.Ход: Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.Зайка звонко барабанит.Он серьезным делом … (занят).Первым просыпается пастух,Раньше пастуха встает … (петух).Ёжик – сторож теремка – Злой лисе намял … (бока).Снеговик – «морковный нос» - Ёлку нам домой … (принёс).Карлсон съел большой пирогИ взлетел под … (потолок).Хоть зубаст, но очень добр,Он речной строитель … (бобр).В тишине морских глубинСмело плавает … (дельфин).«Закончи предложение»Цель: Дополнять предложение словом с противоположным значением.Ход: Воспитатель произносит предложение, а дети договаривают последнее слово.Сахар сладкий, а перец … (горький).Летом листья зеленые, а осенью … (желтые).Дорога широкая, а тропинка … (узкая).Пластилин мягкий, а камень … (твердый).Ручей мелкий, а река … (глубокая).Девочка говорит тихо, а мальчик … (громко).Мама несёт тяжелую сумку, а дочь … (легкую).«Что такое же?»Цель: учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определенного свойства. Развивать внимание.Ход: Дети сидят, воспитатель говорит слово «круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые объекты и назвать их. И т.д.Круглое – яблоко, мяч, пуговица…Легкое – …Белое – …Высокое – …Прозрачное – … И т.д. «Чудесный мешочек»Цель: формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом.Ход: Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как ещё можно его называть.Петушок – золотой гребешок.Зайчик – побегайчик.Лягушка – квакушка.Лисичка – сестричка.Коза – дереза.Волчок – серый бочок.Травушка – муравушка.«Пальцы»Цель: Развивать сенсорные способности, формировать умение запоминать четверостишие, отгадывать загадки.Ход: воспитатель просит поиграть с пальцами и говорит стишки:1. Идут четыре братаНавстречу старшему:«Здравствуй, большак!»«Здравствуй, Васька – указка,Мишка – середка,Гришка – сиротка,Да крошка – Тимошка». 2. Пять братьев Годами равные, Ростом разные.«Теремок»Цель: Упражнять в правильном произношении звуков родного языка. Воспитывать внимание, сосредоточенность.Ход: Дети прячутся в домике. Отгадывающий ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в тереме живет?» Петушок отвечает: «Ку-ка-ре-ку!»Ворона отвечает: «Кар-кар!»Корова отвечает: «Му-му!»Гусь отвечает: «Га-га-га!»Собака отвечает: «Гав-гав!»Кошка отвечает: «Мяу – Мяу!»Коза отвечает: «Бе-бе!»И т.д.«Кто, где…»Цель: Развивать логическое мышление направленное на классификацию и группировку слов и понятий.Ход: Воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса? Дети должны ответить.- Корова - домашнее животное, а лиса? (Ответы …)- Роза - цветок, а ласточка?- Иглой шьют, а карандашом ?- Овца дает шерсть, а корова?- Соловей поет, а дятел?- Рыба плавает, а птица?И т.д.«Кто кем становится?»Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.Ход: Воспитатель читает стихотворения А. Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки», «Самовар»), а дети договаривают слова.Жил - был маленький щенок,Он подрос, однако,И теперь он не щенок – Взрослая …. (собака).Жеребёнок с каждым днёмПодрастал и стал…. (конём).Бык – могучий великан,В детстве был …. (телёнком).Толстый увалень баран – Толстеньким …. (ягнёнком).Этот важный кот Пушок – Маленьким …. (котёнком).А отважный петушок – Крохотным …. (цыпленком).Из маленьких утятВырастают …. (утки).Специально для ребят,Тех, кто любит … (шутки)«Переезжаем на новую квартиру»Цель: учить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, активизировать речь, развивать внимание, усидчивость.Ход: Воспитатель раздает картинки детям и говорит: «Игрушки переезжают на новую квартиру. Надо собрать все вещи. Сначала упакуем посуду. Подавайте только ту вещь, которую я назову». Воспитатель называет предметы, если ребенок ошибается, то картинка остается у него.«Отгадывание загадок»Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифмуХод: Воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.1. Летом в болоте Вы её найдете, Зеленая квакушка. Кто это? …. (лягушка)2. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её … (лиса).3. Встает на заре. Поет во дворе, На голове гребешок. Кто же это? …. (петушок).«Найди пару»Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, сходным по звучанию; в подборе слов в рифму.Ход: Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и просит найти пары «складушек».Дом – дым,Кот – кит,Лягушка – кадушка,ракета – конфета (и т.д).«Угадай, кто позвал»Цель: Развивать слуховое восприятие, внимание, сдержанность, эмоциональность.Ход: Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель вызывает к себе ребенка, просит повернуться спиной к играющим. Жестом подзывает другого ребенка и просит, позвать первого голосом. Если первый ребенок отгадал, кто его позвал, то садится на место, а отгадывать будет другой ребенок.«Пропущенные слова»Цель: Обогащение словаря, активизация речи. Развитие воображения, мышления.Ход: Воспитатель произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова.Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ….». «Кошка поймала в саду ….». «Шерсть у кошки …., коготки ….». «Дождик прошёл, и из-за туч показалось ….». «Дворник взял метлу, он будет ….». «Пришёл почтальон, он принёс ….».«Дидактические мячи»Цель: Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы). Ход: Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет слово. Ребенок ловит мяч и произносит его противоположное значение:Хорошо – плохо, День – ночь,Белое – черное, Бодрый – вялый,Целый – разбитый,Толстый – тонкий,Чистый – грязный, и т.д.«Хорошо – плохо»Цель: Учить детей находить хорошее в плохом и плохое в хорошем.Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть карандаш и спрашивает, что в нем нравится, а что нет.Нравится: длинный, можно пользоваться как линейкой, указкой; деревянный – легкий, легко точится; красный – можно рисовать цветы, помидоры; острый – можно тонкие линии рисовать, точки.Не нравится: деревянный – легко ломается теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить, длинный – не помещается в пенал, мешает в кармане; острый – можно уколоться, пораниться; красный – рисует только одним цветом, нельзя нарисовать небо, траву.«Угадай по описанию»Цель: Формировать умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность, внимание.Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает поучиться находить сходства и различия. Сначала называются признаки общие для всех снеговиков, затем отличительные признаки у одного снеговика.