Основы классического танца


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы классического танца
Автор: Борзилова Наталья Робертовна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы классического танца»Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;- Срок реализации учебного предмета;- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;- Форма проведения учебных аудиторных занятий;- Цель и задачи учебного предмета;- Методы обучения;- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета- Предполагаемый результат и программные требования;III. Требования к уровню подготовки  учащихсяIV. Формы и методы контроля, система оценок- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;- Критерии оценки;V. Методическое обеспечение учебного процесса- Методические рекомендации педагогическим работникам;VI. Список рекомендуемой методической литературы         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.             1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессеПрограмма учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.Учебный предмет «Основы классического танца» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.Учебный предмет «Основы классического танца» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Освоение программы по предмету «Основы классического танца» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа направлена на  укрепление здоровья учащихся, на исправление физических недостатков, деформаций, таких, как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус и т.д.Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»Предлагаемая программа рассчитана на трёхлетний срок обучения и изучается со второго класса. Возраст детей, поступающих  в школу  -  6,6  -13лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Форма проведения учебных аудиторных занятий            Занятия по предмету «Основы классического танца» проводятся в форме  групповых занятий (от 8 человек) по 2 часа в неделю Продолжительность урока – 40 минут.Цель и задачи учебного предмета « Основы классического танца»Цель:Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области классического танца.Задачи:- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;- воспитание интереса к классическому танцу и хореографическому искусству в целом;- приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;- овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные композиции;- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;- воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины, самостоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся.Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:- словесный (объяснение, разбор, анализ);- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета            Для реализации учебного предмета «Основы классического танца» необходим хореографический класс оборудованный хореографическими станками, зеркала, коврики, музыкальное сопровождение. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание программы изложено поэтапно, в развитии - от простого к сложному.Предполагаемый результат и программные требования. 2 класс.Учащиеся должны иметь представление о классическом танце и его истоках;Знать:-        основные требования классического танца;-        названия движений (французская терминология), их перевод и значение;Владеть:-        постановкой корпуса, рук, ног, головы;-        элементарной координацией движений.3 класс.Учащиеся должны знать:-        подготовительное движение рук – preparation;-        уровни подъёма ног; понятия о вращательных движениях en dehors en en dedans;-        понятие epaulement;-        прыжки с двух ног на две.Владеть:-        координацией движений рук, ног, головы;Уметь:-        исполнять preparation и закончить исполнение упражнения (закрывание руки в подготовительное положение). 4 класс.Учащиеся должны знать:-        правила исполнения основных движений классического танца-        прыжки с двух ног на две-        понятие epaulement; croisse et efface;-        прыжки с двух ног на одну.Владеть:-        навыками устойчивости в позах классического танца;-        навыками закономерной координации движений рук и головы. I год обучения.            Основной задачей I года обучения является: выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, тазобедренного суставов, натянутость стопы и всей ноги. Элементарное освоение основ классического танца, освоение соответствующей терминологии. Развитие элементарных навыков координации движений. Тренировка мышц.  Parterre.            1. Постановка корпуса            2. Упражнения на гибкость            3. Растяжка.Экзерсис у станка.            1. Постановка корпуса лицом к станку            2. Изучение позиций ног            3. Demi et grand plie по I, II, V позициям ног.            4. Battements tendus в сторону, вперёд и назад из I и V позиции.            5. Battements tendus jetes в сторону, вперёд и назад из I и V            позиции.            6. Понятия направлений en dehors et en dedans.            7. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.            8. Положение ноги sur le cou-de-pied (вперёд, назад, обхватное           положение), passé.            9. Battements releve lent на 45 (позднее на 90 0) с I и V позиций           вперёд, в сторону, назад.            10. Grand battements jetes из I позиции в сторону, назад.            11. Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку.            12. Releve по I, II, V и VI позициям лицом к станку. Экзерсис на середине зала.            1. Изучение позиций рук - подготовительное положение, 1,2,3.            2. Поклон.            3. Port de bras (1-ое, 2-ое, 3-е).            4. Pas de bouree (изучается лицом к станку).            5. Pas польки. Allegro.            1. Soute по I и II позициям. II год обучения.            Задачи второго года обучения:-        Развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе-        Увеличение силовой нагрузки-        Развитие устойчивости-        Составление учебных комбинаций у станка-        Подготовка к взлёту, толчок, положение ног после прыжка.  Экзерсис у станка.            1. Постановка корпуса одной рукой за палку            2. Понятие preparation.            3. Demi et grand plie (комбинированные c por de bras, releve, passé            par terre – усвоение перехода из позиции в позицию).            4. Battements tendus (с plie, releve, por de bras и т.д.).            5. Battements tendus jetes (с pigues, c releve).            6. Preparation для rond de jambe par terre.            7. Demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans.            8. Battements fondues (простой крест; во II полугодии            добавляется releve).            9. Batements soutenus в сторону, вперёд, назад носком в поли на           45 0 на всей стопе.            10. Battements frappe (в I полугодии носком в пол, во II              полугодии точка в воздух).            11. Battements releve lent.            12. Battements developes.            13. Grand battements jetes (во II полугодии с pointes).            14. Releve по всем позициям (во II полугодии с работающей              ногой в положение sur le cou-de-pied).            15. Перегибы корпуса назад, в сторону, лицом к станку. Экзерсис на середине зала.            1. 1-ое и 3-е por de bras с ногой вытянутой на носок вперёд,            назад и в сторону; 3-е por de bras с demi plie на опорной ноге.            2. Подготовка к assemble.            3. Pas de bouree. Allegro.            1. Soute по I, II и V позициям            2. Echappe.            3. Changement de pieds. III год обучения.            Задачи третьего года обучения:-        Увеличение силовой нагрузки ног путём введения полупальцев в некоторые элементы у станка-        Увеличение количества упражнений-        Развитие устойчивости-        Развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе-        Изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой поворота на двух ногах  Экзерсис у станка.            1. Demi et grand plie по I, II и V позициям-        En face-        Epaulement (во II полугодии)2. Battements tendus-        Double (с двойным опусканием пятки воII     позицию)-        Pour le pied-        В маленьких и больших позах.3. Battements tendus jetes:-        Pigues-        Balancoir-        В больших и маленьких позах.4. Demi-rond de jambe на 45 0 en dehors et en dedans на всей стопе 5. Battements tendus:-        В позах-        С plie releve на всей стопе6. Battements soutenus в сторону, вперёд, назад 7. Battements frappe et battements double frappes на всей стопе.8. Rond de jambe en l  ‘air en de hors et en dedans на всей стопе.9. Battements releve lent на 90 (attitude efface et croisee, II arabesque).10. Battements developes:-        В сторону, вперёд, назад-        Passе.s со всех направлений11. Grand battements jetes:-        Pointes-        Во всех позах12. Releve:-        По всем позициям-        С работающей ногой на 45 013. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с вытянутых ног и с demi plies)14. Перегибы корпуса:-        В сторону-        Назад-        Круговые движения Экзерсис на середине зала.         1. I и III por de bras            2. Demi plie по I, II и V позициям Allegro.            1. Temps soute по всем позициям            2. Grand changement de pieds            3. Petit changements de pieds            4. Echappe. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯУровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы классического танца», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;- умений исполнять танцевальные номера;- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; - навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;- навыков ансамблевого  исполнения танцевальных номеров;- навыков сценической практики;- навыков музыкально-пластического  интонирования;- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОКАттестация: цели, виды, форма, содержаниеОценка качества реализации программы "Основы классического танца" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзаменационный урок ( итоговый) проходит  в конце обучения в 4-ом классе. Включает в себя показ экзерсиса у станка, экзерсис на середине зала. По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Критерии оценокДля аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:Таблица 2 В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «, что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.При выведении переводной и итоговой оценки учитывается следующее:- оценка годовой работы ученика;- оценка на контрольном уроке  и экзамене в 4-ом классе;- другие выступления ученика в течение учебного года.Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАМетодические рекомендации педагогическим работникам:Обучение классическому танцу должно быть поэтапным, весь курс должен быть разделен на периоды по рациональному принципу не следует спешить, не надо давать ученикам непосильные физические нагрузки. Особо пристальное внимание следует уделить подготовке на первом году обучения. От этого во многом зависит будущее учеников, это этап их формирования.Рекомендации по распределению учебного материала на год (второй, третий и последующие годы обучения)Первая четверть посвящена повторению движений, пройденных в предшествующем классе, и постепенному приведению организма учащихся в состояние полной работоспособности. В среднем на это отводится 2-3 недели. Остальное время – прохождение наиболее простых элементов программы и усложненное сочетание движений, пройденных в предыдущем классе.Вторая четверть отводится на изучение более сложных элементов программы и более сложные комбинированные упражнения.В третьей четверти, после зимних каникул необходимо привести организм учащихся в «рабочую форму» и повторить учебный материал второй четверти. На третью четверть планируется изучение наиболее трудных элементов программы и наиболее сложная координационная работа с движениями, пройденными в первом полугодии.В четвертой четверти предусматривается продолжение изучения учебного материала, последние две недели отводятся для подготовки к экзамену (зачету).При подготовке к уроку необходимо:Наметить новые примеры (упражнения) в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся.Определить новый материал (предусмотренный программой, в том числе, танцевальный) для изучения.Вводить новый материал в различные комбинированные задания.Определить совместно с концертмейстером соответствующий характер музыкального сопровождения каждой части урока.Готовясь к очередному уроку, надо также предусматривать, логику и форму подачи материала, при этом, затрагивая не только вопросы исполнительской техники, но и темы творчества, искусства танца, музыки и т.д.Залогом успеха любого творческого коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа. Данная программа предназначена для обучения детей основам классического танца и направлена на совершенствование физического и личностного развития ребенка. При этом всех детей необходимо учить в равной мере, разделение на более или менее способных может быть только на индивидуальных занятиях или в процессе работы над концертным репертуаром.Основными принципами обучения являются:последовательное и постепенное развитие - весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному: при переходе из класса в класс происходит последовательное усложнение упражнений экзерсиса. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Основы классического танца»;постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом психологических, физических и возрастных особенностей детей;целенаправленность - строгое следование поставленным целям и задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;гибкость – возможность изменений (уменьшения или увеличения количества упражнений), предусмотренных программой комплексов упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;учет индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки;- укрепление здоровья учащихся, исправление физических недостатков, таких, как: сколиоз, плоскостопие, «завернутость» стоп, вальгус, слабый мышечный тонус и т.д., создание прекрасной физической формы тела учащегося, поддержание и совершенствование ее; создание условий для исправления физических недостатков и укрепления здоровья - важнейшего качества танцевального экзерсиса.С первых занятий ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения и интереса к занятиям играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых занятий необходимо развивать умение слышать музыку и на этой основе развивать творческое воображение у учащихся.Значительную роль в данном процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, которое помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого года преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план.При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень подготовки учащихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 20102. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 20093. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,19964. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 19875. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 20076. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие дляпреподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 19937. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ», 19928. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» - М., Искусство, 19899. Громов Ю.И. «Основы подготовки специалистов-хореографов» / учебное пособие. СПб: Типография Наука, 200610. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 201111. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011 12. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 198113. Костровицкая В.С., Писарев А.  «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 198614. Красовская В.М. История русского балета. - Л., 197815. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. - Л.: "Искусство", 198916. Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. - М.: "Аграф", 199917. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,196718. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 201019. Русский балет: энциклопедия. М: Согласие , 199720. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 198121. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,198722. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 200923. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986