Основы экологического воспитания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы экологического воспитания
Автор: Балабанова Ольга Валентиновна

Основы экологического воспитания закладываются в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовой деятельности и общения знакомит детей с объектами природы, составляющими их предметное окружение. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувств, представление о жизни растений и животных. Накопление представлений необходимо упорядочить, осмыслить расширить, углубить, систематизировать, обобщить. В этом случае решающую роль начинают играть различные виды занятий.На протяжении дошкольного периода большая часть занятий отводится на ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определённых условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В этом случае воспитатель пользуется наглядными материалами (смартдоской, картины, слайды ,книги).Дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения садовые,лесные растения, диких и домашних животных; узнают, чем они потаются, как передвигаются и многое другое.Занятия этого типа условно можно назвать первично-ознокамительными.Дети приобретают сведенья о многообразии конкретных явлений природы,обучаются важным умственным навыкам:умению анализировать, сравнивать, выделять характерное.Новое содержание знаний, которое дети могут усвоить в процессе обучающего воздействия взрослых, породило необходимость разработать новые типы занятий, которые условно можно назвать углубленно-позновательными.Содержание занятий по ознакомлению с природой направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они не разрывно связаны благодаря своим потребностям. Тематика таких занятий доступна для понимания и усвоения дошкольниками. Эти занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, почвы); по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания (окраска), его способами передвижения, защиты от врагов. Формирование представлений о зависимостях природы связано с использованием новых методов обучения, в том числе наглядных: элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, раскрывающих взаимосвязь растений и животных в внешней средой, целенаправленная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.Проект «Перелетные птицы Урала»Актуальность проекта: В ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в средней группе, тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».Вид проекта: исследовательски, познавательный.Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников средней группыВозраст детей: -4-5лет.Сроки реализации: с «6. 10.2014 по 17.10.2013г. - краткосрочный проект.Основополагающий вопрос: Кто такие перелетные птицы?Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе «Перелетные птицы Урала.Задачи1. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, климатических природных изменениях, состоянии неживой природы, последовательности изменений в среде обитания и жизни растений и птиц2. Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах (внешнем виде, различии и сходстве в структуре и внешнем виде привычках, подводить к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений. Уточнять и дифференцировать представления о некоторых структурных особенностях (различии в строении клюва, лапок, цвете оперения, на ярких и близких детям примерах (снегирь, синица, воробей, ворона)3. Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире (сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений.4. Вызвать интерес к птицам, создавать эмоционально-эстетический образ птиц посредством приобщения к произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства. Познакомить с произведениями народного фольклора, авторскими и народными сказками, поэзией, раскрывающими тему.5. Способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений.6. Развиваем практические умения продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх): стимулировать создавать выразительные образы (пейзажи и предметные рисунки по теме, лепные работы, конструирование, проявлять собственное отношение.7. Развивать связную речь Необходимые условия реализации проекта:-интерес детей и родителей;- материальное обеспечение проекта;- методические разработки;- интеграция со специалистами детского сада.Инновационность: заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о перелетных птицах.Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности.Воспитатель ДетиПогружение в проектФормирует проблему проекта, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают. Уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.Организация деятельности.Создает условия для самостоятельной деятельности детей.Предлагает и организует группы (помогает) группы детей, распределение ролей,Ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта;Предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.Осуществление деятельности.При косвенном участии:- при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;- обогащает знания детей, повышает их эрудицию,- репетирует с детьми презентацию,- Обсуждает. Помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:- выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;- консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;- добывают необходимые и недостающие знания;- фантазируют;- готовят презентацию.Презентация результатов.Обобщает полученные результаты проекта и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого ребенка, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют:- понимание проблемы, цели и задачи;- умение планировать и осуществлять работу;- найденные способы и решение проблемы;- взаимную оценку в деятельности;Проблемно - деятельный этап.Образовательные области. Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности. Организация деятельности в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).Социализация Сюжетно - ролевая игра «экскурсия в лес».Словесные игры: «Улетели птицы», «Уточка», «Кто, как поет» «Какая птичка»Игры драматизации по программным произведениям.Экологические игры: «Где, чей домик? », «Чей нос лучше? » Дидактические игры:«Зимующие и перелётные птицы»«Летает, плавает, бежит»«Откуда птица прилетела? »Настольно-печатные игры:Лото «Птицы»Разрезные картинки,Найди 5 отличий,Узнай и назови 2х одинаковых птиц.Дидактические игры:«Кто где живёт»«Чей клюв? »Физическая культура. Подвижные игры на площадке.«Летал, летал воробей»«Сова»«Лягушки и цапли»«Кукушка»Правила поведения в природе Подвижные игры на площадке.«Зайди в свой домик»Найди пару»«Стая»Беседы:- какие птицы посещают деревья садов и нашего участка?- о пользе птиц в природе?- птицы, что изменилось в поведении осенью?- Проблемные ситуации:- Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?- Как воздух помогает птицам летать?- Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка Тематическое занятие по теме: «Птицы Урала»Наблюдение за стаями птиц - летящих клином, стаей, дугой.Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»Изготовление «книжки-малышки «Птичьи истории»Конструирование«Лебедь» из бумаги.Рассматривание альбома «Всё о птицах» «Красная книга»Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы». Целевые прогулки. Наблюдения за отлетом первых птиц-грачей, скворцовЧтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»Составление альбома «Птицы нашего края»Рассматривание коллекций пера и пуха птиц.Модели признаков перелетных птиц.Коллекции зерновых культур.Коммуникация Составление описательных рассказов о природе, о птицах.Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей… »Беседа: Птицы, что изменилось в поведении осенью? «Почему птиц стало меньше? »Составление рассказов о бережном отношении к птицам. Придумывание загадок детьмиОтгадывание загадок.Рассматривание слайд шоу «Перелетные птицы», открытки, фотографии, иллюстрации.Чтение художественной литературы Чтение стихов, рассказов, сказок о, птицах.Т. Волжина. «Где, чей дом? »Е. Благинина. «Стрижи»Чтение и пересказ Л. Яхнин «Дятел»Русск. нар сказки Кукушка»Художественное творчество КонструированиеРисование«Отлёт птиц»Лепка.«Птички-игрушки»Составление композиции птицы - из сухих листьев.Рисование«Птица у моего окна» Лепка птиц по схемамЛепка из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание.Раскрашивание силуэтов птиц в тематическом альбоме.Музыка Прослушивание музыкальных произведений по теме, имитация движений под музыку (игра «Птицы»). Аудиозаписи с голосами перелетных птиц.Взаимодействие с родителями. Посещение зоопарка, краеведческого музея.Наблюдение за птицами вовремя прогулок в выходные дни.Презентация проекта «Перелетные птицы Урала» \В реализации проектной деятельности дети научились:- видеть проблемы;- задавать вопросы;- выдвигать гипотезы;- давать определения понятиям;- классифицировать;- наблюдать;- делать выводы и умозаключения;- доказывать и защищать свои идеи.