"Комплексная программа работы с одаренными детьми по математике в начальной школе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Комплексная программа работы с одаренными детьми по математике в начальной школе"
Автор: Хренова Мария Александровна

Пояснительная запискаВ современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с высоко мотивированными и одаренными детьми является крайне необходимой и является одним из приоритетных направлений в школе.Работа с высокомотивированными и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Память человека способна вместить в себе примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.Конечно же, подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.Данную проблему, приходится решать педагогам нашей школы, в том числе и мне. Поэтому мною и разработана данная программа. Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе. Она направлена на выявление и развитие у обучающихся способностей путем создания благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий. Программа предусматривает расширение возможности участия одаренных и способных школьников в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях.Актуальность Программы:Одаренные дети – это ценная, но очень хрупкая часть нашего общества. Говорят, что одаренность сама может пробить себе дорогу, но научные исследования показывают, что одаренные дети в своем развитии подвержены определенному риску:
  • трудности контактов со сверстниками (ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3 — 4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям).
  • «диссинхрония развития» (при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им). В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабоуспевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе.
  • «скрытая одаренность» (не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников; часто такие дети бывают просто неуспевающими).
  • одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования в вузе, все равно будут искать применение своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения.
  • Поэтому такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одаренных детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.Всё это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы "Дети России", включающей в себя три подпрограммы, одной из которых является проект «Одарённые дети».В нашей сельской школе тоже есть талантливые, способные дети, которые являются победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов на различных уровнях, участвуют в исследовательской деятельности, для работы с ними и создана данная программа.Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных детей, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, в условиях сельской малокомплектной школы реально работа с одаренными детьми осуществляется в обычном классе или на внеурочных занятиях.Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:1) изучение и развитие способностей; 2) умственный потенциал или интеллект; 3) совокупность задатков; 4) талантливость;5) качественное сочетание способностей.Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Общая одаренность – это качественное сочетание способностей; одаренность математическая – «оперативная форма общих способностей».Способности детей есть продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие.Цели:
  • создать условия для развития и реализации способностей одаренных детей;
  • организовать работу с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включать учащихся в исследовательскую  деятельность.
  • воспитывать ученика как личность компетентную, успешную и востребованную обществом.
  • Задачи:
  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
  • Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  • Выявление и развитие математических способностей и мышления у учащихся.
  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.
  • Расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых - математиков в развитии мировой науки.
  • Осуществление индивидуализации и дифференциации.
  • Развитие индивидуальности одаренного ребенка; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • Программа направлена на удовлетворение потребностей:Обучающихся:
  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • возможность получать «удовольствие от самой деятельности, испытывать радость от добывания знаний, от умственного труда и от непосредственного результата своей деятельности».
  • Родителей:
  • создание наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • стабилизация отношений в семье, смягчение конфликтных ситуаций в школе;
  • выявление и дальнейшее развитие математических способностей детей.
  • Школы:
  • решение социально-педагогических, общеобразовательных и психологических проблем детей.
  • Принципы построения программы - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка. Принципы реализации программы - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; выстраивание ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.Условно можно выделить три категории одаренных детей: 1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Учитель должен быть:
  • увлечен своим делом;
  • способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.
  • В основу работы с мотивированными детьми положены следующие принципы:
  • Принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной образовательной траектории ребенка);
  • Принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке;
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше;
  • Принцип учёта результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, секции, факультативы.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Стратегии обучения
  • Ускорение обучения («перепрыгивание» через класс).
  • Углубление обучения (курсы с углубленным изучением предметов).
  • Обогащение обучения (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
  • Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)
  • В работе с такими детьми можно выделить ряд основных аспектов:1. Личностный подход.Успех работы во многом зависит от личности учителя. В основе таких отношений с детьми лежит принцип диалога и сотрудничества. Рядом с учениками: вместе решать их проблемы, радоваться их успехам, помогать в трудной ситуации.2. Преемственность в обучении.На первых этапах необходимо выявлять ребят, наиболее интересующихся предметом. Уделять им особое внимание, осуществлять дифференцированный подход, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Такая работа должна продолжаться на всем протяжении обучения.3. Интеграция – т. е. связывание тем разных предметов, тем самым проводя обогащение и расширение кругозора школьников, формируя целостное и гармоничное понимание мира.4. Повышение удельного веса теоретических знаний.В процессе изучения точных наук в целом, и математики в частности, ученик сталкивается с понятиями, посредством которых воспроизводится предмет и система его связей. Поскольку именно теоретическое мышление оперирует этими понятиями, то теоретические знания играют огромную роль. Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания точных наук.5. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.Навык самостоятельной учебной деятельности - это элемент волевой мотивации, являющийся стержнем личности, к которому стягиваются такие её свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. Самостоятельная учебная деятельность имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, деятельность на уроке, во внеурочной деятельности и в ходе домашней самоподготовки.6. Сочетание урочной и внеурочной работы.Работа по предметам продолжается и после уроков. На консультациях ученики получают ответы на возникшие вопросы. Ведутся дискуссии с учителем, разрешаются споры.7. Индивидуальные задания.Работа над выполнением таких заданий способствует осуществлению обобщающего повторения, систематизации знаний учащихся, непрерывности обучения.К таким заданиям могут относиться:1) задания для повторения программного материала;2) задания, способствующие углублению знаний по школьной программе;3) задания, связанные с повторением дополнительного материала;4) задания олимпиадного характера.После работы учащегося с таким заданием, проводятся консультации о правильном выборе решения.Использование современных педагогических технологий, таких как:
  • ИКТ- технологии;
  • технология проектной деятельности;
  • игровые технологии;
  • развивающее обучение;
  • развитие критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • технология разноуровнего обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии,
  • позволит в работе с детьми, имеющими повышенную мотивацию, не только создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей, но и еще более способствует формированию и развитию мотивации.Организация работы с одаренными детьмиВ основе работы с одаренными детьми лежит принцип добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих. На одном из первых занятий надо рассказать учащимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно ученики.Возможны два подхода к организации работы с детьми. увлекающимися математикой.Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на подгруппы. Они могут быть следующими:- учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);- конструкторская (изготовление электронных презентаций и проектов);- оформительская (подготовка и выпуск математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);- любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).Второй подход применим при малом числе учащихся, что часто встречается в сельских малокомплектных школах. В этом случае группу невозможно организовать, а интересы учащихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.Общие формы работы с мотивированными учащимися:Работа с учащимися может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.
  • Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и т. п.
  • Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.
  • Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.
  • На практике все эти виды работы тесно связаны друг с другом. Формы работы с одаренными учащимися
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • проведение фестивалей творчества;
  • участие в конкурсах и олимпиадах и др.;
  • научно-практические конференции;
  • творческие мастерские, отчеты;
  • спортивные соревнования разных уровней;
  • традиционные Дни Науки;
  • опытно-экспериментальные работы
  • семинары;
  • проведение общешкольных проектов;
  • индивидуальные творческие задания;
  • дистанционное обучение
  • Но применительно к изучению математики и с учетом наших условий я планирую чаще использовать такие формы, как: 1. Урочная деятельность:- проблемно-развивающее обучение, - работа в группах, - работа в парах,- проектно-исследовательская деятельность, - разноуровневые задания,- игровые технологии (деловые игры и путешествия), -информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые задания и тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания,-  элементы занимательности,- учебные сообщения (об ученых-математиках, об истории развития математики и др); - разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала (рисунки, модели); - работа по индивидуальным планам.2. Внеурочная деятельность: - факультативы; - предметные кружки; - спецкурсы и курсы по выбору; - консультирование по возникшей проблеме; - исследовательская и проектная деятельность; - индивидуальные творческие задания;- решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.3. Внеклассные мероприятия:- игры; - интеллектуальные марафоны; - тематические праздники;- экскурсии;- проекты;- предметная неделя;- предметные дни;- КВНы;- общешкольные мероприятия: «День рождения числа Пи», «Математика и космос», мероприятия по безопасности школьников в сети Интернет, а также мероприятия в рамках Международного года света и световых технологий и в рамках Всероссийской акции «Час кода» и др.4. Олимпиады и конкурсы (предметные олимпиады; различные конкурсы и викторины; интернет-конкурсы).При использовании любых форм работы необходимо решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов, проведение математических игр и развлечений, заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций, изготовление моделей для уроков математики (например, многоугольников, многогранников), чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой (например, из книги И. Ф. Шарыгина «Уроки дедушки Гаврилы, или развивающие каникулы»), просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике. Очень эффективны соревнования, например:- нестандартная олимпиада (драка, хоккей и т.п.),- математическая карусель,- математический бой,- устная олимпиада,- математическая регата и т. д.Основные мероприятия по реализации программыI. Диагностика:1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.II. Развитие творческих и познавательных способностей:1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:- творческие ответы;- выполнение творческих тематических заданий;- выполнение проблемных поисковых работ;- выступления в лекторских группах;- назначение ответственными за проведение предметных недель;- приобщение (в различных формах) к работе учителя;- повышение степени сложности заданий;- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.План работы с высокомотивированными обучающимися по математике Ожидаемые результаты- формирование системы работы с одаренными обучающимися;- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей; - повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и др.; - повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разных уровней;- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости;- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;- создание индивидуальных карт одарённых детей, которые позволят выстроить ИОМ для каждого из одарённых детей;- повышение статуса одарённых детей в ОУ за счёт широкой популяризации их достижений.Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
  • Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
  • Положительная динамика проявления интереса учащихся к творческой, исследовательской деятельности.
  • Уровень социальной успешности выпускников.