Методика и технологии работы педагога дополнительного образования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика и технологии работы педагога дополнительного образования
Автор: Калашникова Нина Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕВведение ……………………………………………………………………………….. 3 стр.Конспект игры …………………………………………………………………………4 стр.Тематический план на месяц ( ИЗО) ………………………………………………… 6 стр.Диагностика …………………………………………………………………………… 7 стр.Заключение …………………………………………………………………………... 12 стр.ВВЕДЕНИЕИгровые занятия на уроках ИЗО помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, где дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. Время на таких уроках летит очень быстро. В игре дети получают огромную долю положительных эмоций: свободу творчества, общение, сотрудничество, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты ,а так же сопереживание за своих друзей и одноклассников или кружковцев. Такие уроки (занятия) учащиеся захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут излучать радость творчества. Награда для учителя - когда в глазах ребенка появляется неподдельный интерес к предмету, счастье и радость. КОНСПЕКТ ИГРЫНа уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач одновременно. Можно выделить следующие группы игр:-внимание;-развивающие глазомер;-тренирующие наблюдательность;-развивающие творческие способности;-воздействующие на эмоции и чувства;-раскрывающие личностные возможности ребенка.Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.Вот, например игра «Воздушное рисование», которую я использую на уроках об изучении и изображении симметричных предметовПредлагаю ребятам осмотреться вокруг, не забыв посмотреть в окно (разрешаю встать, спокойно передвигаться по классу), запомнить как можно больше предметов. А теперь по очереди с каждого ряда прошу детей выйти перед классом и молча, только жестами, воздушной кистью (это будет пальчик, или сразу два) изобразить тот предмет, который они задумали. Достаточно порой только первых воздушных линий и дети уже догадываются ,что за предмет задумал воздушный художник(по четыре, пять участников от каждого ряда достаточно)Когда предмет отгадан ,все вместе сообща даем ему, характеристику—какой он? симметричный или нет? и как это можно проверить? закрепляется знание о симметрии и одновременно, о мире вокруг нас.Победителей в такой игре награждаем короной (король симметричности или король асимметрии, соответственно, кто быстрей и больше отгадал симметричный воздушный или не симметричный воздушный предмет). На голову водружается маленькая корона(так же одна симметричная а другая ассиметричная)Всем детям предлагаю нарисовать предмет из нашей игры самостоятельно и на оценку. В процессе такой игры тренируется память, глазомер ребенка, расширяется кругозор, а так же дети получают заряд хорошего настроения. Эту игру дети очень любят и активно играют, иногда загадывая друг другу невообразимо сложные предметы окружающие нас. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА МЕСЯЦ МАРТ (ИЗО)ДИАГНОСТИКА, ПРИМЕНЯЕМАЯ НА УРОКАХ ИЗО И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИСовременные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения, как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. В центрах дополнительного образования процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школе он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; тут более сильное личностное влияние педагога на учащихся. Дополнительное образование, как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности. Все эти факторы предъявляют определенные требования к содержанию и диагностике учебной и воспитательной работы с детьми в творческих объединениях.Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса это положительный настрой на совместную работу, формирующий нравственный климат, помогающий увлечь ребят предстоящей деятельностью и определяющий их отношение к занятиям.Выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;Получить необходимую информацию друг о друге;Создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес овладеть необходимыми знаниями и умениями;Познакомить ребят с образовательной программой, перспективами личностного развития;Познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;Вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива. Все это можно применить благодаря разным методикам и диагностике применяемой в процессе обучения.Многие методики применяются и закрепляются видами диагностики на уроках ИЗО. В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в учреждении дополнительного образования, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого педагогам, ежедневно общающимся с ребенком и оказывающим существенное влияние на формирование его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагностические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и потенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий каждому ребенку.Диагностика условно делится на две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности.Анализ продуктов изобразительной деятельности1.Содержание изображения (полнота изображения образа) Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.2.Передача формыформа передана точно, есть незначительные искажения, искажения значительные, форма не удалась.3.Строение предметаЧасти расположены, верно, есть незначительные искажения,Части предмета расположены неверно.4.Передача пропорциипропорции предмета соблюдаются, есть незначительные искажения, пропорции предмета переданы неверно.5.Композиция Для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей:а) расположение изображений на листе, по всему листу, на полосе листа, не продумана, носит случайный характер. б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, есть незначительные искажения, пропорциональность разных предметов передана неверно.6.Передача движенияДвижение передано достаточно чётко, движение передано неопределённо, неумело, изображение статичное.7.Цвет В этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):Цветовое решение изображения: передан реальный цвет предметов, есть отступления от реальной окраски, цвет предметов передан неверно .Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).Анализ процесса изобразительной деятельности1.Характер линии В соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:Характер линии: слитная, линия прерывистая, дрожащая (жесткая, грубая). Нажим: средний, сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу), слабый (иногда еле видный). Раскрашивание (размах): мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура, крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура, беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура.Регуляция силы нажима: ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура, ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах, ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.2.Регуляция деятельности В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности: а) отношение к оценке взрослого: адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности, эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается), безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется), б) оценка ребёнком созданного им изображения: адекватна, неадекватна (завышенная, заниженная), отсутствует. в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится: к предложенному заданию, к процессу деятельности, к продукту собственной деятельности.3.Уровень самостоятельностиВыполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами, требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.4.Творчествоа) самостоятельность замысла. б) оригинальность изображения. в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, выставляется оценка или балл.ЗАКЛЮЧЕНИЕНельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Педагогические технологии и диагностики на уроках ИЗО и в дополнительном образовании детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, формирующая эстетически развитую личность, как культура отношения ко всем явлениям жизни, как творчество - развитие ассоциативного мышлении, как система языков пластических искусств, как дисциплина, развивающая физиологические навыки и корректирующая психологические особенности личности.________________________________1. Алексеева В.В. Что такое искусство? — М., 1991. 2. Башилов Я.А. Ребёнок-художник — М., 1929. 3. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты — М., 1961. 4. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997. 5. Волков Н.Н. Композиция в живописи — М., 1977 5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996. 6. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка — М., 1914. 7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта — М., 1981. 8. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей / под ред. Н. Н. Фоминой.