Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений "Пифагорка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений "Пифагорка"
Автор: Короткова Елена Валериевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №28»Рабочая программа кружка «Пифагор-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-8 лет на 2018- 2019 учебный год. Воспитатель:Короткова Елена ВалериевнаГ.Михайловск 2018 год.1.Пояснительная записка.Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с ООП и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи.Работа кружка «Пифагор-ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.Программа математического кружка «Пифагорка-ка» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой. М.А.Васильевой, а также на основе программы «Математические ступеньки»Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:• Конституция РФ, ст. 43, 72.• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).• СанПиН 2.4.1.3049-13 • Устав ДОУ. • ФГОС ДО. 2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУЦелью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Задачи:
  • развитие логического мышления и творческих способностей.
  • развитие математических способностей.
  • развитие личностных качеств.
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
  • Основными принципами программы математического кружка являются:
  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
  • Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Формы организации кружка:
  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы
  • Методы:
  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов
  • В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:
  • Количество и счет,
  • Ознакомление с геометрическими фигурами,
  • Определение величины.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.
  • Решение логических задач.
  • День проведения кружка- пятницаВремя- 16.00Продолжительность - 30 мин. 4.Возраст детейВозраст детей, участвующих в реализации программы – 6-8 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 6-8 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.Список детей.
  • Арефьев Илья
  • Батаева Валерия
  • Ильичев Вячеслав
  • Менькин Герман
  • Неретин Рома
  • Польская Варя
  • Пшеничный Денис
  • Радул Полина
  • Светашов Егор
  • Соколова Полина
  • Старокожева Кира
  • Строгонова София
  • Северин Иван
  • Семеняка Вероника
  • Саньков Матвей
  • Скрыпников Илья
  • Филатова Настя
  • Шуленин Артемий
  • Лепетуха Вероника
  • Огуенко Маргарита
  • 5.Продолжительность реализации программыПродолжительность реализации программы – 1 год.6.Преемственность.Программа кружка предполагает:
  • Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
  • Формирование личности ребёнка.
  • Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
  • Учебно - методический план кружковой работы: Подготовительная к школе группа.Особенности детей 6-8 лет.Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-8 лет. Планируемые результаты освоения программы.При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 6-8 лет:- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.- Считать до 10 и дальше.- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать- Состав чисел первого десятка.- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.- Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Иметь представление- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.- О временных интервалах: временем суток, года.- Об определении времени по часам- О количественной характеристике числа.
  • Источники:
  • Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
  • Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
  • Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
  • Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  • Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
  • Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
  • Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  • Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
  • Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
  • Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.