Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений "Пифагорка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений "Пифагорка"
Автор: Короткова Елена Валериевна
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №28»Рабочая программа кружка «Пифагор-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-8 лет на 2018- 2019 учебный год. Воспитатель:Короткова Елена ВалериевнаГ.Михайловск 2018 год.1.Пояснительная записка.Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с ООП и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи.Работа кружка «Пифагор-ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.Программа математического кружка «Пифагорка-ка» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой. М.А.Васильевой, а также на основе программы «Математические ступеньки»Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:• Конституция РФ, ст. 43, 72.• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).• СанПиН 2.4.1.3049-13 • Устав ДОУ. • ФГОС ДО. 2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУЦелью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Задачи:развитие логического мышления и творческих способностей.развитие математических способностей.развитие личностных качеств. развитие навыков самоконтроля и самооценки.обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)Основными принципами программы математического кружка являются:умственного развития дошкольника. индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога; индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития; гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности. Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Формы организации кружка:ТрадиционныеКомбинированныеПрактические Игры, конкурсыМетоды:Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, Показ мультимедийных материаловВ организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:Количество и счет,Ознакомление с геометрическими фигурами,Определение величины.Ориентировка во времени и в пространстве.Решение логических задач.День проведения кружка- пятницаВремя- 16.00Продолжительность - 30 мин. 4.Возраст детейВозраст детей, участвующих в реализации программы – 6-8 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 6-8 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.Список детей.Арефьев ИльяБатаева Валерия Ильичев Вячеслав Менькин ГерманНеретин РомаПольская ВаряПшеничный Денис Радул Полина Светашов Егор Соколова Полина Старокожева Кира Строгонова София Северин Иван Семеняка Вероника Саньков Матвей Скрыпников Илья Филатова Настя Шуленин Артемий Лепетуха Вероника Огуенко Маргарита 5.Продолжительность реализации программыПродолжительность реализации программы – 1 год.6.Преемственность.Программа кружка предполагает:Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.Формирование личности ребёнка.Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.Учебно - методический план кружковой работы: Подготовительная к школе группа.Особенности детей 6-8 лет.Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-8 лет. Планируемые результаты освоения программы.При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 6-8 лет:- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.- Считать до 10 и дальше.- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.Знать- Состав чисел первого десятка.- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.- Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.Иметь представление- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.- О временных интервалах: временем суток, года.- Об определении времени по часам- О количественной характеристике числа.Источники:Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки» Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.