Программа "Основы дизайн-проектирования" для ДШИ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Основы дизайн-проектирования" для ДШИ
Автор: Ткаченко Елена Анатольевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МАМОНОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования Мамоновская детская школа искусств Фантазия
ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы дизайн-проектирования
Предметная область В.02.
Срок реализации учебной программы – 2 года
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЖИВОПИСЬ
с нормативным сроком обучения 5 лет, 8 лет
Мамоново
2018-19 уч. год
Утверждаю
Директор
МБО ДО Мамоновская ДШИ
Фантазия
______________ Истомина Т.М.
Приказ № ____
от ___ _____________
Принята на педагогическом совете
Протокол №___
от ___ _______
Разработчик – Ткаченко Елена Анатольевна,
преподаватель специальных дисциплин
Структура программы учебного предмета
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
Календарный учебный график;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план;
Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Критерии оценки;
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы.
Список учебной литературы.
Средства обучения.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета Основы дизайн-проектирования разработана как вариативная часть к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства Живопись.
Учебный предмет Основы дизайн-проектирования предусматривает обучение архитектурной графике, архитектурно-дизайнерской композиции и основам дизайнерского мастерства. При этом закладываются основы освоения учащимися ряда практических знаний. В настоящем курсе главное внимание уделяется изучению композиционных средств дизайна: формообразованию, объему и пространству, пропорциям, масштабу, приемам гармонизации, цвету и свету и т.д.
Учебный предмет Основы дизайн-проектирования - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа включает целый ряд теоретических и практических заданий. Характер заданий создает эмоциональную заинтересованность в работе, формирует понимание дизайнерских методов и задач в процессе овладения дизайнерскими выразительными средствами.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы Живопись со сроком обучения 5 лет и 8 лет срок реализации учебного предмета Основы дизайн-проектирования составляет 3 года.
При реализации программы учебного предмета Основы дизайн-проектирования продолжительность учебных занятий составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета Основы дизайн-проектирования со сроком обучения 2 года составляет 165 часов, в том числе аудиторные занятия – 99 час, самостоятельная работа - 66 часов.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Вид учебной работы,
аттестации, учебной нагрузки
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
Всего часов
Классы
3 (6)
4 (7)
Полугодия
5 (11)
6 (12)
7 (13)
8 (14)
Аудиторные занятия
24
25,5
24
25,5
99
Самостоятельная работа
16
17
16
17
66
Максимальная
учебная
нагрузка
40
42,5
40
42,5
165
Вид
промежуточной
аттестации
Контрольный просмотр
Творческий просмотр
Контрольный просмотр
Творческий просмотр
Календарный учебный график:
Количество учебных недель:
С 3 по 4 класс со сроком обучения 5 лет – 33 недели ежегодно.
С 6 по 7 класс со сроком обучения 8 лет - 33 недели ежегодно.
Количество учебных дней:
Начало учебного года: с 1 сентября ежегодно (согласно текущего расписания)
Окончание учебного года: по 31 мая ежегодно (согласно текущего расписания)
Продолжительность учебных четвертей:
1 четверть: 8 учебных недель
2 четверть: 8 учебных недель
3четверть: 11 учебных недель
4 четверть: 6 учебных недель
Продолжительность каникул:
Осенние каникулы: в сроки, установленные для общеобразовательных школ
Зимние каникулы: в сроки, установленные для общеобразовательных школ
Весенние каникулы: в сроки, установленные для общеобразовательных школ
Летние каникулы: с 01.06 по 31.08 ежегодно
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету Основы дизайн-проектирования проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 15 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету Основы дизайн-проектирования предпрофессиональной программы Живопись со сроком обучения 5 лет составляет:
аудиторные занятия:
3 - 4 классы - по 1,5 часа в неделю;
самостоятельная работа:
3 - 4 классы - по 1 часу в неделю.
Рекомендуемый объем учебных занятий по учебному предмету Основы дизайн-проектирования предпрофессиональной программы Живопись со сроком обучения 8 лет составляет:
аудиторные занятия:
6 - 7 классы - по 1,5 часа в неделю;
самостоятельная работа:
6 - 7 классы - по 1 часу в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала и креативности, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области дизайнерского мастерства.
Задачи:
- воспитание чувства гармонического восприятия окружающей среды;
- развитие художественного, ассоциативного, конструктивно-пространственного
и образного мышления;
- посредством дизайнерского проектирования научиться грамотно реализовывать идеи дизайнерских задач в сфере предметных и декоративных форм;
- умение решать пластическими формами дизайнерские задачи;
- обучение необходимым техническим и практическим навыкам;
- обучение навыкам самостоятельной работы.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства Живопись, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы Содержание учебного предмета.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству и дизайну, художественными альбомами.
Мастерская должна быть оснащена столами, компьютером.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета Основы дизайн-проектирования составлена с учетом последовательного усвоения знаний , а также принципов наглядности, доступности. Содержание программы учебного предмета Основы дизайн-проектирования построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении проектированию, которые в своем единстве решают изучение дизайнерских задач, которые начинаются с освоения простейших средств выразительности в композиции: характера и ритма линии, фактуры и материала, единства и соподчиненности, выразительности различного освещения и т.п. В 1 год обучения задания основаны на комбинаторике простых геометрических форм, их суммировании и вычитании, на изменение их пространственного положения и трансформацию. В дизайне, декоративно-прикладном и оформительском искусстве отражение действительности трансформируется в зависимости от материала исполнения и назначения создаваемой вещи. Создавая конкретное изделие необходимо учитывать все составляющие предметной или объемно-пространственной композиции: цвет, фактуру, материал, форму и т.д. В последующий год обучения осуществляется изучение и выполнение архитектурных чертежей, что позволяет применять на практике полученные знания и создавать дизайнерские проекты на различные предложенные темы: Фирменный стиль, Малые архитектурные формы и другие.
Большое внимание уделяется изучению вопроса формообразования. Предложенные упражнения развивают образное и абстрактное мышление, практические задания закрепляют теоретические знания и позволяют создавать художественные и дизайнерские композиции: Графический знак, логотип, Шрифты и другие.
Теоретическое обучение, имеющее целью обобщить практический опыт, проводится в виде лекций и групповых бесед по вопросам дизайна и композиции.
Знакомство со стилистикой, как одной из составляющих в дизайн-проектировании, происходит в комплексе со всеми изучаемыми вопросами данной программы. Изучение закономерностей дизайна позволяет осознать способы управления своими эмоциями через зрительные образы, почувствовать и понять ответственность за творчество. Характер заданий создает эмоциональную заинтересованность в работе, формирует понимание дизайнерских методов и задач в процессе овладения архитектурно-дизайнерскими выразительными средствами.
Особую ценность программы представляет выявление общих закономерностей, характерных для формальной, декоративной и сюжетной композиции. Это позволяет расширить профессиональный выбор выпускников школы: они могут выбирать отделения различного художественного направления – декоративно-прикладного, дизайнерского или архитектурного, что очень актуально на сегодняшний день.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:
объемно-пространственная композиция;
общие вопросы формообразования;
соразмерность и эргономика;
графический чертеж;
шрифт;
графический знак;
модульная сетка и масштаб;
освещение и воздушная перспектива;
стилистика, фирменный стиль;
Учебно-тематический план Первый год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Самосто
ятельная
работа
Аудитор
ные занятия
I полугодие
Раздел 1. Объемно-пространственная композиция
1.1.
Вводная беседа о профессии дизайнера. Организация работы.
урок
2,5
1
1,5
1.2.
Простые геометрические формы
урок
2,5
1
1,5
Раздел 2. Общие вопросы формообразования.
2.1.
Форма и композиция в дизайне.
урок
7,5
3
4,5
2.2.
Выполнение декоративной композиции (проекта) на предложенную тему: Зонтики, Модная одежда и т.п.
урок
12,5
5
7,5
2.3
Упаковка.
урок
10
4
6
Раздел 3. Масштаб, соразмерность и эргономика.
3.1.
Понятие масштаб, эргономика. Пропорции человека (каноны) и предметная среда.
урок
2,5
1
1,5
3.2.
Контрольный просмотр.
урок
2,5
1
1,5
40
16
24
II полугодие
Раздел 4. Модульная сетка и масштабность
4.1
Применение модульной сетки в дизайнерской практике и масштабность.
урок
5
2
3
Раздел 5. Графический чертеж
5.1.
Основные виды чертежей.
урок
2,5
1
1,5
5.2
Декоративная решетка.
12,5
5
7,5
Раздел 6. Шрифт.
6.1.
Краткая история шрифтов, виды шрифтов.
урок
2,5
1
1,5
6.2.
Правила построения шрифтов.
урок
10
4
6
6.3.
Шрифтовая композиция на предложенную тему.
урок
7,5
3
4,5
6.4.
Творческий просмотр.
урок
2,5
1
1,5
42,5
17
25,5
Второй год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного занятия
Максимальная учебная нагрузка
Самосто
ятельная
работа
Аудитор
ные занятия
I полугодие
.
Раздел 1. Соразмерность и эргономика.
1.1
Понятие золотого сечения.
Малые архитектурные формы.
урок
20
8
12
Раздел 2. Дизайнерский проект
2.1.
Плакат или рекламный щит.
урок
17,5
7
10,5
2.2.
Контрольный просмотр.
урок
2,5
1
1,5
40
16
24
II полугодие
Раздел 3.Освещение и воздушная перспектива
3.1.
Освещение. Основные положения и правила воздушной перспективы.
урок
2,5
1
1,5
3.2.
Оптические иллюзии (композиция по заданной теме).
урок
10
4
6
Раздел 4. Стилистика. Фирменный стиль.
4.1.
Основные исторические стили.
урок
5
2
3
4.2.
Понятие фирменный стиль, (разработка фирменного знака выбранного объекта).
урок
10
4
6
4.3.
Логотип и визитка выбранного объекта.
урок
12,5
5
7,5
4.4.
Творческий просмотр.
урок
2,5
1
1,5
42,5
17
25.5
Годовые требования. Содержание разделов и тем
Первый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Объемно-пространственная композиция
1.1. Тема. Вводная беседа о профессии дизайнера. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о специфике профессии дизайнера. Организация рабочего места. Правильная посадка за столом или компьютером. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, терминологией, техникой выполнения архитектурных чертежей. Демонстрация дизайнерских проектов и композиций. Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств на заданную тему.
1.2. Тема. Простые геометрические формы. Выполнение эскизов композиции из различных геометрических форм на создание различных вариантов сочетаний форм и цвета. Знакомство с техникой отмывки. Композиция листа. Формат А4, А-3. Материалы - карандаш НВ, линейка, рапидограф, тушь черная и цветная, перо, кисти №2,3, гелевые ручки, цветные карандаши или фломастеры.
Самостоятельная работа: рисование геометрических форм по памяти, упражнения по выполнению тональной растяжки (отмывки) из туши, карандаш НВ,В, тушь, кисть.
Раздел 2. Общие вопросы формообразования.
2.1. Тема. Форма и композиция в дизайне. Знакомство с принципами и методами формообразования предметов. Легкие и тяжелые конструкции, выполнение практических упражнений на выражение основного качества предметов, их фактуры и смысла. Знакомство с тремя формами в дизайне: функциональной, конструктивной и эстетической. Изучение основных правил композиции в дизайне, принципы построения дизайнерской композиции. Формат А4 (несколько листов). Материалы -карандаш В, линейка, цветные карандаши или гелевые ручки. Самостоятельная работа: рисование линейно-конструктивного построения различных форм с вычитанием или добавлением частей друг друга и изобретение новых форм.
2.2. Тема. Выполнение декоративной композиции на предложенную тему. Выполнение эскиза декоративной композиции на предложенную тему: Модная одежда, Зонтики Сумки и т. п. Выполнение композиции на основе разработанного эскиза. Развитие образного мышления и креативности. Формат А-4, А-3 . Материалы -карандаш В, цветные карандаши или гелевые ручки, гуашь, кисти №2,3.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с натуры различных предметов быта и обихода любыми графическими средствами.
2.3. Тема. Упаковка. Выбор формата и формы по предложенной теме, разработка эскиза, выбор стилевого и цветового решения, выполнение необходимых графических рисунков и набросков. Чертеж развертки упаковки. Выполнение архитектурных чертежей с учетом компоновочного построения на заданном формате и применением модульной сетки и масштаба. Развитие конструктивно-пространственного мышления, применение полученных знаний и навыков на практике. Формат А-4, А-2. Материалы -карандаш НВ, В, линейка, треугольник, линейка-лекало, циркуль, тушь черная (цветная), черная гелевая ручка или маркеры, акварель или гуашь, кисть № 1,2,3.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств на заданную тему, проработка эскизов.
Раздел 3. Масштаб, соразмерность и эргономика.
3.1. Тема. Понятия масштаб, эргономика. Пропорции человека (каноны) и предметная среда. Знакомство с применение масштаба в дизайн-проектировании. Понятие эргономики, как науки о соразмерности предметов быта, планировки помещений, транспортных средств и т.п. для обеспечения удобства и комфортности жизни человека. Знакомство с основными размерными параметрами предметов быта (мебели) и т.п.. Знакомство с пропорциями человека (каноны) на примере Дорифора и других канонах. Выполнение зарисовок предметов быта, машин и т. п. в сопоставлении с изображением человека с учетом эргономических особенностей и пропорций. Формат А-4 или А-3 . Материалы -карандаш В, цветные карандаши или гелевые ручки, тушь, кисти №2,3. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок предметов быта, машин и набросков фигуры человека с натуры любыми графическими средствами.
3.2. Тема. Контрольный просмотр.
II полугодие
Раздел 4. Модульная сетка и масштабность.
4.1.Тема. Применение модульной сетки в дизайнерской практике и масштабность. Знакомство с принципами построения модульной сетки и ее применение в дизайнерской практике. Необходимость использования масштаба в создании дизайн-проектов и перенос его на модульную сетку. Выполнение упражнений на заданную тему (рисунок мультяшного героя или формальный образ). Разработка героя в масштабе 1:1, перенос его с помощью модульной сетки в различные масштабы, например, 1:2, 1:10 и т.д. Формат А-4, А-2. Материалы - карандаш НВ, В, линейка, треугольник, линейка-лекало, циркуль, гуашь или акварель, черная гелевая ручка или маркеры, кисть № 1,2,3.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств, выполнение набросков и зарисовок на заданную тему.
Раздел 5. Графический чертеж.
5.1. Тема. Основные виды чертежей. Знакомство с основными видами архитектурных чертежей, понятием архитектурно-дизайнерский проект, масштабами чертежей, планами, разрезами, фасадами. Последовательность выполнения архитектурного чертежа и его графика. Выполнение плана аудитории или кабинета с нанесением всех размеров. Формат А-4. Материалы - карандаш НВ, В, линейка, треугольник, черная гелевая ручка или рапидограф.
Самостоятельная работа: выполнение линий различной толщины и шрифтовых размерных надписей гелевой ручкой или рапидографами.
5.2. Тема. Декоративная решетка.
Знакомство с понятием рельефной композиции и применением ее на практике. Выполнение ряда упражнений с применением полосок бумаги на заданную тему. Разработка эскиза и выполнение графического чертежа декоративной решетки. Формат А-4, А-3. Материалы -карандаш НВ, В, треугольник, линейка-лекало, циркуль, черная гелевая ручка, металлическая линейка, резак, клей ПВА, цветная плотная бумага.
Самостоятельная работа: Поиск и разработка идеи.
Раздел 6. Шрифт.
6.1.Тема. Краткая история шрифтов, виды шрифтов.
Беседа об истории возникновения различных шрифтов, знакомство с видами шрифтов и основным требованиям. Знакомство с различными техниками исполнения шрифтов. Выполнение упражнений по технике работы плакатным пером. Зависимость рисунка букв от техники их исполнения, образность шрифтов. Формат А-4. Материалы -карандаш НВ, В, линейка, треугольник, тушь черная (цветная), плакатные перья.
Самостоятельная работа: выполнение линий различной толщины плакатными перьями. Написание различных букв плакатными перьями различной толщины.
6.2.Тема. Правила построения шрифтов. Знакомство с правилами построения шрифтов. Разработка эскиза стилевого направления шрифта или букв. Выполнение карандашных работ по построению выбранного шрифтового стиля. Выполнение заливки разработанных букв тушью или маркерами (гелевыми ручками). Формат А-4, А-3. Материалы -карандаш НВ, В, линейка, треугольник, линейка-лекало, циркуль, тушь черная (цветная), черная гелевая ручка или маркеры, кисть № 1,2,3, плакатные перья. Самостоятельная работа: выполнение букв алфавита кириллицы в старославянском или рубленном стиле ( использовать плакатные перья или метод заливки).
6.3. Тема. Шрифтовая композиция на предложенную тему. Закрепление правил построения шрифтов. Разработка эскиза шрифтового чертежа или композиции на предложенную тему: вывеска, рекламный слоган, рекламный текст, выполненный в выбранном шрифтовом стиле (готический, рубленный, древнерусский и т.п.). Выполнение композиции на формате и проработка цветового и графического решения. Формат А-4, А-3. Материалы - карандаш НВ, В, линейка, треугольник, линейка-лекало, циркуль, тушь черная (цветная), черная гелевая ручка или маркеры, кисть № 1,2,3, плакатные перья.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств, выполнение набросков и зарисовок на заданную тему.
6.4. Тема. Творческий просмотр .
Второй год обучения
I полугодие
Раздел 1. Соразмерность и эргономика.
1.1.Тема. Понятие золотого сечения. Малые архитектурные формы.
Знакомство с понятием золотого сечения на примере природных объектов и живописных полотнах Микеланджело, Тинторетто, Тициана и других. Выполнение эскизов и зарисовок с применением правила золотого сечения. Выполнение проекта придуманного объекта с применением правила золотого сечения: беседка, фонтан, пергола и т.п. малые архитектурные формы. Формат А-4, А-3. Материалы -карандаш НВ, В, цветные карандаши, акварель, гелевые ручки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с натуры природных объектов (шишки, шапка подсолнуха и т. д.) с анализом формы.
Раздел 2. Дизайнерский проект.
2.1.Тема. Плакат или рекламный щит. Разработка эскиза по предложенной теме: Автомобили, Торговая марка, Реклама парфюмерии, Салон красоты, Игрушки и т. п. на бумаге. Выполнение необходимых набросков и зарисовок. Индивидуальный подход к декоративному и цветовому решению, нахождение органической связи между всеми частями композиции и шрифта. Применение на практике полученных знаний по компьютерному проектированию. Выполнение выбранной композиции в формате компьютерной программы Corel DRAW или Fhotoshop или выполнение и компоновка на бумаге в формате А-1 (ручная подача). Формат А-4 (для эскизов), А-1. Материал - компьютер, компьютерная программа. Для ручной подачи - карандаш НВ, В, линейка, треугольник, линейка-лекало, циркуль, тушь черная (цветная), черная гелевая ручка или маркеры, акварель или гуашь, кисть № 1,2,3.
Самостоятельная работа: выполнение и повторение пройденных программных операций, проработка эскизов, просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств на заданную тему.
2.2. Тема. Контрольный просмотр.
II полугодие
Раздел 3.Освещение и воздушная перспектива. 3.1. Тема. Освещение. Основные положения и правила воздушной перспективы.
Знакомство с видами освещения: естественные и искусственные источники света. Знакомство с основными положениями и правилами воздушной перспективы, применяемые в дизайне. Построение теней в рисунках и чертежах при различном освещении, выполнение ряда упражнений с применением отмывки. Формат А-4. Материалы -карандаш НВ, В, линейка, треугольник, линейка-лекало, циркуль, тушь черная (цветная), черная гелевая ручка или маркеры, кисть № 1,2,3.
Самостоятельная работа: изучение параметров искусственных источников освещения: светильники, люстры, точечные светильники, светодиодные лампы и т.п. и их применение в дизайне интерьера.
3.2. Тема. Оптические иллюзии (композиция по заданной теме). Знакомство с видами оптических иллюзий на примере Эшера и т.п., и применение их воздействия на практике. Выполнение ряда опытов на наглядных пособиях. Выполнение эскиза формальной композиции на заданную тему. Выполнение на формате и в цветовом решении. Формат А-4, А-3. Материалы - карандаш НВ, В, цветные карандаши, акварель или гуашь, кисть № 1,2,3, гелевые ручки.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств, выполнение набросков и зарисовок на заданную тему.
Раздел 4. Стилистика. Фирменный стиль.
4.1.Тема. Основные исторические стили. Знакомство с основными историческими стилями — романский, готический, классицизм эпохи Возрождения, барокко, рококо, модерн, модернизм, современные течения и направления. Конспектирование пройденных тем. Понятие стилевого единства, зависимость дизайнерского решения от стиля. Зарисовки предметов быта, одежды, орнамента, понравившегося стиля. Материалы - ручка, тетрадь или блокнот для записей, карандаш НВ, В, цветные карандаши, акварель, кисть № 1,2,3, гелевые ручки.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств на заданную тему.
4.2.Тема. Понятие фирменный стиль, разработка фирменного знака выбранного объекта.
Понятие фирменный стиль, разработка эскизов фирменного знака выбранного объекта (школа, детский дом творчества, индивидуальный стиль и т.д.). Выполнение дизайнерского проекта (перенос с эскиза) с применением модульной сетки, композиционное размещение на формате листа, разработка цветового и шрифтового решения. Формат А-4, А-3. Материалы -карандаш НВ, В, цветные карандаши, акварель, кисть № 1,2,3, гелевые ручки.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств на заданную тему, проработка эскизов.
4.3. Тема. Разработка логотипа и визитки выбранного объекта. Разработка эскизов логотипа и визитки выбранного объекта (школа, детский дом творчества, индивидуальный стиль и т.д.). Выполнение дизайнерского проекта (перенос с эскиза) с применением модульной сетки, композиционное размещение на формате листа, разработка цветового и шрифтового решения. Формат А-4, А-3. Материалы -карандаш НВ, В, цветные карандаши, акварель, кисть № 1,2,3, гелевые ручки.
Самостоятельная работа: просмотр фотоматериалов и мультимедийных средств на заданную тему, проработка эскизов.
4.4. Тема. Творческий просмотр.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета Основы дизайн-проектирования является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
•знание понятий дизайн, пропорция, золотое сечение, эргономика; фирменный стиль, архитектурно-дизайнерский проект;
знание законов перспективы;
умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
умение выполнять рисунок объемно-пространственной композиции на листе;
умение рисовать предметы быта, фигуру человека в разных несложных положениях;
умение создавать несложные формы, используя методы формообразования;
владение шрифтовыми навыками;
знание основных исторических стилей и их основные признаки;
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету Основы дизайн-проектирования являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
Контрольный просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
Творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени ).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных и творческих просмотров работ обучающихся преподавателями.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Оценка 5 отлично
Предполагает:
самостоятельный выбор формата;
правильную композиционную расстановку дизайн-проекта (композиции) на листе;
последовательное, грамотное и аккуратное выполнение основных правил и технических приемов дизайнерских композиций (проектов);
умелое использование выразительных особенностей дизайнерских композиций (проектов);
владение линией, чертежными приемами;
владение шрифтовыми навыками;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в дизайнерских композициях (проектах) ;
творческий подход.
Оценка 4 хорошо Допускает:
небольшую неточность в композиционной расстановке дизайн-проекта;
небольшие недочеты в выполнении основных правил и технических приемов дизайнерских композиций;
незначительные нарушения в последовательности работы над дизайн-проектом (композицией);
небольшую небрежность в выполнении дизайн-проекта или композиции.
Оценка 3 удовлетворительно Предполагает:
грубые ошибки в компоновке дизайн-проекта или композиции;
неумение самостоятельно выполнять основные правила и технические приемы дизайн-проектов или композиций;
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в выполнении дизайн-проектов или композиций;
однообразное использование приемов для решения разных задач;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в дизайн-проекте или композиции.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета Основы дизайн-проектирования проходит в форме практических занятий в сочетании с изучением теоретических основ по предложенным темам. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром репродукций, фотоматериалов и мультимедийных средств. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении дизайн-проектирования, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности работы будет определяться степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального и творческого отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися. Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебные пособия; презентация тематических заданий курса дизайн-проектирования (фото- и видео- материалы); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеоматериалы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучение дизайн-проектированию должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и не трудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список рекомендуемой методической литературы
Соловьев С.А. Перспектива. Учебное пособие – М. Просвещение, 2016
Янес М.Д., Домингез Э.Р. Рисунок для архитекторов. - М. Арт-Родник, 2017.
Иттен И. Искусство цвета. – М. Д.Аронов, 2017.
Степанов А.В., Мальгин В.И., Иванова Г.И и др. Объемно-пространственная композиция. – М. Изд. Архитектура, 2016
Кринский В.Ф., Колбин В.С., Ламцов И.В. и др. Введение в архитектурное проектирование. – М. Стройиздат, 2015
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М. Молодая гвардия, 2017
Михайлов С.М. Дизайн архитектурной среды. Краткий словарь-справочник. – Казань. ДАС, 2015
Михайлов С. История дизайна. – М. Союз дизайнеров России, 2017
Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2016
Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. - Киев, Головное издательство издательского объединения Вища школа, 2017
Ачкасова Л.Ф. Интерьер и дизайн вашего дома. - Харьков, Белгород. Издательство Клуб семейного досуга, 2017
Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. - М. Стройиздат. 2015
Список рекомендуемой учебной литературы
Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. – М., Советский художник, 2017.
Антал Я., Кушнир Л., Сламень И., Гавранкова Б. Архитектурное черчение. – Киев, Будивельник, 2016.
Барышников А.П. Перспектива. - М., 2017.
Бесчастнов П.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017
Бесчастнов П.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2016
Бесчастнов П.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2016
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации.
Демонстрационные: демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: компьютерные программы Corel DRAW и Fhotoshop (учебные версии), мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: видео-, фото- материалы, учебные видеофильмы.