Дети - это наше будущее. Раннее речевое развитие детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дети - это наше будущее. Раннее речевое развитие детей
Автор: Лисина Анна Николаевна

Дети – это наше будущее.
Все мы родом из детства. Эти прописные истины лишний раз напоминают нам о том, что именно в детстве закладывается основа личности ребёнка. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Каждый родитель желает для своего ребёнка самую лучшую жизнь. От вас зависит судьба вашего ребёнка, ведь именно вы закладываете успешную жизнь, социальную адаптацию. Ведь для хорошей адаптации в современном обществе просто необходима грамотно оформленная речь. Это связано с тем, что именно в семье ребёнок проходит первые этапы социализации. От взаимоотношения ребёнка с родителями зависит адекватность отношения ребёнка с социальной средой. В семье, где растёт ребёнок с теми или иными недостатками развития речи создаётся специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от тяжести речевого дефекта ребёнка. В большинстве случаев, родители, имеющие таких детей, часто задают себе вопрос: Почему именно мой ребёнок такой? Неадекватное отношение родителей к ребёнку возникает как следствие непонимание причины речевого нарушения.
В последние годы всё чаще встречаются дети с нарушениями речи и с каждым годом их всё больше и больше. А вдруг у вашего ребёнка тоже есть некоторые нарушения в речи? Как распознать их? Специалистам не так трудно их выявить, но родители иногда не хотят замечать, или боятся самим себе признаться в этом. Это не так страшно. Все проблемы можно решить, если вовремя обратить на них внимание и чем раньше это будет сделано, тем успешней и эффективней будет помощь для малыша. Для начала нам нужно оценить, на каком этапе становления речи находится ваш ребёнок. Становление речи идёт в IV этапа:
I – подготовительный (до года). Происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения появляются голосовые реакции: крик, плач, которые способствуют развитию разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата дыхательного, речевого и артикуляционного. Затем около 2 мес появляется гуление, с 4 -8 мес лепет и к году первые слова (10 – 15 слов)
II – преддошкольный (до 3 лет). В это время у ребёнка появляется интерес к артикуляции окружающих. Первые слова носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Такая речь называется ситуационной. На втором году жизни у нормально развивающегося ребёнка происходит быстрое накопление словаря. К концу 2 года словарь ребёнка достигает 200- 400 слов. С 1.5 – 2 лет начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из 2 – 3 слов, постепенно к 3 годам они усложняются. Активный словарь достигает 800 – 1000 слов. Речь развивается по подражанию, поэтому к речи взрослого особые требования.
III – дошкольный (до 7 лет). На 4 – 6 году обогащается увеличенным словесным запасом и грамматическая структура совершенствуется. Предложения удлиняются и становятся более сложными.
IV – школьный развитие не заканчивается в этом периоде, оно продолжается на протяжении всей жизни.
Воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития приводит квозникновению ряда специфических особенностей в развитии детей. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:
токсикоз беременности;
хроническую гипоксию плода;
острые и хронические заболевания матери в период беременности;
минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;
легкую асфиксию;
родовые травмы;
острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.
Воздействие этих неблагоприятных факторов в ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители таких детей отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой. В этих случаях можно говорить о дизартрических расстройствах, которые (я ещё раз говорю) поможет определить специалист.
Поэтому дорогие читатели! призываю вас (особенно мам) будьте внимательны к своим малышам, обращайте внимание на любые мелочи, которые на самом деле могут говорить о серьёзных проблемах.
учитель – логопед Лисина Анна Николаевна.