"Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности"
Автор: Кожева Юлия Сергеевна
Тема: Буква И краткая, звук (Й)Цели и задачи:- знакомство с буквой;-дифференциация понятий « звук» и « буква»;- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;- выделение звука в словах, определение его местоположения;-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку. Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.Ход занятия.Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.Странная буква.Заскучали буквы в алфавите.-Споем?- сказала одна своей соседке.-Я не умею, - грустно сказала та.-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..-Й…Й…Й…-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.-Я не гласная.-Согласная, что ли?-Не знаю.-Ну, и кому ж ты такая нужна?-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.-Стои - жалко, что ли.-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?-Сама догадайся…-Догадались, о какой букве идет речь? -Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает? -Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.2 . В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)-Морская белая птица? (чайка)-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)? -Согласна с вами - в середине и в конце слов.3. А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)(Дети двигаются по комнате, веселятся.)Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!К нам пришел волшебник злой!Он руками помахал,Всех детей заколдовал.Дети головы склонили,Замолчали и застыли.( Дети застывают, склонив головы.)В класс пришли друзья-зверюшки,Вмиг злодея вон прогналиИ детей расколдовали.А теперь пора плясать,Нам не надо унывать!( Дети танцуют.)4. – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты». - Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.(На доске)-Н- надела поясок,И - надела поясок.Буква Н надела ровно,Буква И - наискосок.Ты ей шапку подари-Станет краткой буква И.( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).- Молодцы! С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.