проект по здоровьесбережению "Сохрани в себе огонь"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проект по здоровьесбережению "Сохрани в себе огонь"
Автор: Волгина Ольга Владимировна
ЗАЯВКА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКудиновская основная общеобразовательная школа представляет материалы для участия в конкурсе на лучшую организацию антинаркотической профилактической работы в общеобразовательных учреждениях.Директор МБОУ Кудиновской ООШ О.В. ВолгинаРайонный конкурс на лучшую организацию работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни в молодёжной средеОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКудиновская основная общеобразовательная школаНоминация: Проекты позитивной деятельности учащихся, альтернативной аддиктивному поведению. Название работы:Рекламное агентство по пропаганде ЗОЖ «Сохрани в себе огонь»Автор: Волгина Ольга Владимировна, педагог-психолог Информационная карта о работе МБОУ Кудиновской ООШ по профилактике аддиктивного поведенияСистема работы МБОУ Кудиновской ООШ по профилактике аддиктивного поведения: В МБОУ Кудиновской ООШ разработана и действует комплексная Программа по формированию навыков ЗОЖ (далее: Программа), способствующая формированию у обучающихся положительного отношения к своему здоровью и первичной профилактике аддиктивного поведения, основанной на предотвращении такого поведения силами и средствами МБОУ Кудиновской ООШ. Программа имеет целевой, содержательный и организационный разделы.Цель Программы:Социально-нравственное оздоровление учащихся МБОУ Кудиновской ООШЗадачи Программы • Повышение уровня профилактической работы с подростками, направленных на развитие личностных ресурсов.• Активизация разъяснительной работы с родителями.• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.• Развитие досуговой деятельности учащихся «группы риска».В результате реализации мероприятий Программы, предполагается:- рост числа обучающихся, желающих заниматься позитивной (творческой, спортивной, общественной) деятельностью;- создание условий для развития физических и морально-волевых качеств личности обучающихся;- совершенствование системы знаний обучающихся о последствиях употребления алкоголя, наркотиков, табака;В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, при котором обучающийся является активным субъектом в процессе реализации программы. Конечной целью данной программы является присвоение ценностей ЗОЖ обучающими через активное участие обучающихся в системе программных мероприятий. Формы, методы, направления работы связаны с реализацией четырех основных компонентов Содержательного раздела Программы: Формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения строятся в соответствии с траекторией: диагностика, профилактика, коррекция. Результативность работы по профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся за последние 3 года:- проведенные исследования (анкеты, тесты, диагностики) показывают отсутствие положительной динамики в употреблении табака, алкоголя, наркотиков в среде обучающихся;- отсутствие обучающихся, состоящих на учёте в КДН;- нет детей, находящихся в социально-опасном положении. Однако заявлять, что учащиеся МБОУ Кудиновской ООШ не находятся в зоне риска, преждевременно, так как, во-первых, все мониторинговые исследования имеют погрешность, во-вторых, пример ближайшего окружения (родителей, авторитетных сверстников) для подростка является более убедительным, чем назидания педагогов. Реализация программы направлена на профилактику отклоняющегося поведения, закрепление существующего результата, на привитие интереса к ЗОЖ. Примеры использования и реализация Программы: В реализации Программы принимают участие классные руководители, психологическая служба школы, Совет профилактики. Реализация программы осуществляется не только через классные часы по формированию ЗОЖ, родительские собрания, но и общешкольные акции, агитбригады, конкурсы, в основу которых положен метод проектов. Предлагаем для участия в конкурсе проект позитивной деятельности учащихся, альтернативной аддиктивному поведению: «Рекламное агентство по пропаганде ЗОЖ «Сохрани в себе огонь» Содержательная часть работыОбщие сведения О здоровом образе жизни можно говорить по-разному. В форме запретов, нотаций, предупреждений. А можно необычно, ярко, используя приемы, когда в роли пропагандиста выступает не учитель, а сами ученики, причём они не рассказывают выученные тексты, а сами создают объекты, помогающие сформировать позитивный опыт созидания и открытия, приходят к выводу о необходимости вести здоровый образ жизни через опыт собственной созидательной деятельности. Проект «Рекламное агентство по пропаганде ЗОЖ «Сохрани в себе огонь» является опытом по реализации деятельностного компонента Программы и предполагает работу по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни в подростковой среде. Если сейчас научить подростка правилам конструктивного общения, предупредить о негативных последствиях наркозависимости (включая алкоголь и табакокурение), ответственности за административные нарушения, то, возможно, категория детей склонных к употреблению наркотиков, алкоголя и других вредных привычек значительно сократится. Концептуальные основыКонцептуальной основой данного проекта является использование технологий проектной деятельности, игровых технологий: обучающийся не объект, которому в одностороннем порядке транслируется нормативное знание, а выступает в роли либо «сотрудника» рекламного агентства, либо «заказчика», то есть участник диалога, происходящего в искусственно созданном пространстве. Педагогу в этом диалоге отводится роль «модератора», режиссера.В ходе работы рекламного агентства создаются условия для личностной встречи и общения обучающегося с проблемой: не только информирование, но и проживание с опорой на все каналы восприятия. Опираясь на труды известных психологов (А. Адлера, Б. Скинера, А. Маслоу, К. Роджера), которые создали теорию о профилактике зависимого поведения, ведущими и основополагающими постулатами является следующее:Чтобы воспитывать в детях стремление к самосовершенствованию, творческой самоактуализации, надо создавать условия для удовлетворения их базовых потребностей (в безопасности, признании, любви). Именно неудовлетворение этих потребностей является причиной негативного поведения.Необходимо формировать у школьников положительную Я-концепцию, укреплять веру в себя, повышать самоуважение. В адрес личности не должно быть оценочных высказываний: личность – безусловная ценность.Поощряя желаемое поведение, можно добиться большего, чем пресекая поведение нежелательное. Поведением школьников можно управлять. Нужно лишь подобрать подкрепления, которые для данного ученика действительно являются подкреплениями. Если вести себя с учеником так, будто он уже воспитан, то он и станет таким: произойдет «срастание» с навязанной ролью.Необходимо направлять ребенка по пути здоровой творческой компенсации, развивать здоровое честолюбие, социальный интерес. Во внешнем плане – создавать условия для достижения и развития чувства общности, во внутриличностном – оказывать психолого-педагогическую поддержку, развивать чувство полноценности и принятие на этой основе себя. Можно помочь человеку осознать истоки непродуктивного жизненного стиля и побудить к его творческому преобразованию.Актуализация проблемыВ 2018-2019 учебном году в МБОУ Кудиновской ООШ обучается 57 детей. Анализ проведённого анонимного анкетирования (см. таблицы № 1-2) среди подростков 12-15 лет (учащиеся 5-9 классов) школы показал, что из 30 респондентов (13 мальчиков, 17 девочек) – никто не курит регулярно, иногда 2 человека, один раз попробовал 3 человека. В будущем, по результатам анкетирования, будут курить 5 человек, будут употреблятьспиртные напитки, когда станут взрослыми, 15 человек. Практически все опрашиваемые подростки отметили, что в школе нужно проводить специальную работу по профилактике вредных привычек (30 человек) и 16 человек из них хотели бы сами участвовать в профилактической работе. Рис.1 Результаты анкетирования по вопросу употребления алкоголя, сигарет, наркотиков «Мои одноклассники» Рис.2 Результаты анкетирования по вопросу употребления алкоголя, сигарет, наркотиков «Я сам» Анализ ситуации, связанной с употреблением и распространением ПАВ в селе, в школеИсходя из полученных данных анкетирования подростков, бесед с учащимися, педагогами, родителями, воспитание ЗОЖ занимает в настоящее время одну из первостепенных задач. В нашем селе ситуация по алкоголизации и наркотизации населения является актуальной проблемой. Несмотря на то что в нашей школе данная проблема не стоит так остро, но эти вопросы все же волнуют ребят. Как известно, «болезнь легче предотвратить, чем лечить», поэтому мы решили разработать данный проект. Основные идеи создания проекта: - формировать культуру здорового образа жизни и профилактика вредных привычек, - развивать положительную самооценку у подростков, - тренировать способность подростков сопротивляться давлению и насилию, умению попросить помощи. - помочь укрепить веру в себя, выработать способность противостоять соблазнам. Вместо запретов и монолога, вести диалог «сверстник-сверстник», «сверстник-учитель». Ставка делается на коллективную активность детей и взрослых и умелое регулирование этих отношений.Цель проекта: формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие, повышение уровня осведомленности школьников о вреде алкоголя, табака, наркотиков, ПАВ через организацию и функционирование Рекламного агентства по пропаганде ЗОЖ «Сохрани в себе огонь»Задачи:Предоставить подросткам объективную, соответствующую возрасту информацию о вреде алкоголя, табака, наркотиков.Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением алкоголя, табака, наркотиков.Учить учащихся делать правильный выбор и принимать ответственные решения.Вовлекать подростков в профилактическую, волонтёрскую и другую социально-значимую деятельность.Сформировать команду единомышленников среди родителей, педагогов для координации работы с подростками по профилактике вредных привычек.Предполагаемые результаты:повышение социальной адекватности учащихся и умение оценивать свои собственные результаты,формирование позитивной позиции подростка при оценке событий и поиске решений,формирование защитных механизмов от стрессов,формирование осознанного стиля здорового образа жизни,приобретение подростком дополнительных знаний, навыков, умений,принятие подростком норм культуры взаимоотношений и совместной деятельности, основанных на общечеловеческих ценностях.Показатели достижения результатов и инструментов их отслеживания:степень активности подростка в практической деятельности через наблюдение классных руководителей,характер отношений со сверстниками и взрослыми через анкетирование,качественные изменения физического состояния подростка, исходя из данных профилактических медосмотров;отсутствие зафиксированных случаев употребления алкоголя, табака, наркотиков.Суть проекта и деятельность по реализации В одном из новостных агентств в сети Интернет появилась статья под заголовком: «В России может появиться рекламное агентство, которое займется популяризацией ЗОЖ. Эта новость стала отправной точкой по созданию в МБОУ Кудиновской ООШ рекламного агентства «Сохрани в себе огонь». Этапы реализации замысла:1 этап. Организационный. Собрали инициативную группу во главе с Президентом «Республики мальчишек и девчонок», выслушали идею психолога школы Волгиной О.В. о создании и работе рекламного агентства по популяризации ЗОЖ, разобрались, чем занимаются рекламные агентства вообще, сформулировали цель работы своего: привлечь внимание к проблеме ЗОЖ нестандартными способами; лидер класса должен рассказать об этой идее своим одноклассникам. 2 этап. Разработали план действий и довели до сведения всех учеников по классам:- придумать название рекламному агентству (для этого желающие вносили предложения, как назвать агентство, после этого было организовано голосование на большой перемене, по количеству голосов выбрали победителя);- разработка знаков о запрете вредных привычек и пропаганде ЗОЖ в формате дорожных знаков (запрещающие и рекомендующие).- написание слоганов или афоризмов про ЗОЖ (5-9 класс), выпуск буклетов или листовок;- создание рекламных баннеров (билбордов) по ЗОЖ в цифровой среде (7-9 класс);- поиск мультфильмов в сети Интернет по теме «ЗОЖ и вредные привычки» с целью демонстрации их ученикам начальной школы и проведении с ними беседы (5-6 класс);- создание своего ролика социальной рекламы по пропаганде ЗОЖ (5-9 класс) «Зажги в себе свет»этап. Реализация плана в каждом классе. Название рекламного агентства. На голосование было предложено несколько названий: «Сохрани в себе огонь»«На здоровье!»«Помогая другим, помогаем себе»«Зажги в себе свет»«Будь здоровым»«Здоровым быть модно». По итогам голосования рекламное агентство получило название: «Сохрани в себе огонь»Написание авторских слоганов или афоризмов по ЗОЖ. В рекламное агентство авторы несли свои афоризмы, редколлегия проверяла авторство на плагиат, художники-оформители разработали буклет, менеджер распространил его среди учеников. (Приложение)Разработка знаков о запрете вредных привычек и пропаганде ЗОЖ в формате дорожных знаков (запрещающие и рекомендующие). В рекламное агентство авторы несли макеты знаков по ЗОЖ, дизайнеры отбирали самые актуальные, раскрывающие суть ЗОЖ и формирующие негативное отношение к вредным привычкам. Художники перенесли их в цифровую среду. Теперь их можно тиражировать по необходимости, например, для создания уголка здоровья или проведения агитбригады. (Приложение)Создание рекламных баннеров (билбордов) по ЗОЖ в цифровой среде. Авторы рисунков по тематике ЗОЖ, которые рисовали на внеурочных занятиях или уроках изобразительного искусства, передавали свои работы в рекламное агентство. Художники-оформители и дизайнеры оцифровывали их, редактировали. Если возникнет необходимость напечатать баннер по теме ЗОЖ для школы, он уже есть.Поиск в сети мультфильмов про ЗОЖ и вредные привычки с целью демонстрации их ученикам начальной школы и проведении с ними рекламной акции по пропаганде ЗОЖ. В сети Интернет ребята нашли и скачали мультфильмы: «Привычки-сестрички» (5 класс) и «О хороших и дурных привычках»(6 класс). С этими мультфильмами они пришли в 1-4 классы, чтобы их разрекламировать. Ученики пришли в спортивных костюмах, с эмблемами, на которых изображены символы здоровья.- Здравствуйте! Мы пришли и поздоровались с вами. Почему люди приветствуют друг друга этим словом? (Потому что желают здоровья)- Почему так важно желать здоровья? (Здоровье человека – это важное в его жизни).- От чего зависит здоровье? (Правильное питание, гигиена, режим дня, занятие физкультурой, свежий воздух)- А что такое вредные привычки? Как они влияют на здоровье?- Мы рекламируем ЗОЖ. Вы не будете против, если мы вам покажем мультик. А когда вы посмотрите, скажете нам, что вы думаете о здоровье и вредных привычках. Дети смотрят мультики. После высказываются, что они думают о здоровье и вредных привычках. Вывод: здоровье надо беречь с раннего возраста, стараться не подпускать к себе вредные привычки. Рекламное агентство дарит эмблемы каждому ученику.Создание рекламного ролика социальной направленности: «Зажги в себе свет». - Учащиеся 9 класса Курганская Олеся и Рыбалкина Анна написали сценарий ролика (Молодые люди ведут активный образ жизни: один герой играет на гитаре, второй играет в баскетбол, девушки играют в волейбол, все веселы, ярко одеты, на груди у каждого ярко горит фонарик. В их компании есть молодой человек, в черном, на голове капюшон, его фонарик еле светит. Он сидит в стороне, погрузившись в себя. Ребята предлагают ему батарейки, чтоб его фонарик горел светлее. Он берёт их. Фонарик загорается, но энергию света парень использует не на пользу: пьёт пиво, достаёт сигареты. Свет фонарика гаснет. Молодые люди окружают его, протягивают свои фонарики, но парень отказывается. Он уходит в сторону, садится, накрывается капюшоном, его фонарик гаснет. Появляется надпись в титрах: «Не гаси в себе свет») - Учащиеся 8-9 классов распределили роли. Начались репетиции, поиск музыкального оформления, затем съёмки, редактирование отснятого материала и монтирование ролика в программе «ВидеоМонтаж».4 этап. Презентация работы рекламного агентства – демонстрация на родительском собрании: «В МБОУ Кудиновской ООШ прошла PR-кампания по пропаганде здорового образа жизни» Анализ результатов проекта. Длительность проекта составила 2 недели в рамках месячника по ЗОЖ. Активность участия всех обучающихся подкреплялась тем, что идея исходила от Президента детской республики и лидеров класса. Важность мероприятия демонстрировалась через причастность каждого к результатам материальных продуктов рекламной акции: буклетов с авторскими афоризмами, придуманных знаков ЗОЖ, интерпретации мультфильмов, визуализация всех продуктов через цифровую среду. В качестве рефлексии проведена анкета, позволившая сделать вывод, что через личностное осознание проблемы и непосредственное участие обучающихся в создании осязаемых объектов, рекламирующих ЗОЖ, формируется принятие и присвоение опыта созидательной деятельности.