"Детская одаренность"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Детская одаренность"
Автор: Никитина Людмила Викторовна

Детская одаренностьНикитина Людмила Викторовна, методист,МБОУ ДО Дом детского творчества, г. Новый Уренгой, ЯНАОВведение«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он рос и дал обильный плод».В.А. СухомлинскийНи у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема детской одаренности по-прежнему остается загадкой и постоянно привлекает внимание для большинства психологов, педагогов и родителей. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.Что же такое одаренность? Внешние проявления одаренности в различных интеллектуальных и личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речь и мышление), как быстрота и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная, исследовательская активность обнаружения нового в обычных вещах и явлениях, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому, еще не изученному.Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети сами задают высокий уровень своей познавательной потребности, выбирая иногда чрезмерно трудную познавательную деятельность. Наблюдения показывают, что повышение уровня познавательной потребности происходит по очевидному и хорошо осознаваемому стремлению самого ребенка.Однако, при работе с одаренными детьми, постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной их приоритетных задач государства и общества. Это постоянно подчеркивает и Президент Российской Федерации. Проблема детской одаренности и ее развитие решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти. Созданы и реализуются федеральные целевые программы «Дети России» и «Одаренные дети». Содержащиеся в них мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.Особенности одаренных детейОдаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления.Можно ли выявить признаки одаренности у ребенка? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. В повседневной жизни мы часто не замечаем, что каждый ребенок талантлив, причем талантлив по-своему. Одаренность обнаруживается тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:
  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся еще в раннем возрасте.
  • Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
  • Одаренные дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, к поиску новой информации. Они буквально забрасывают взрослых вопросами. Именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, - важнейшая характеристика одаренности.
  • Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им достаточно четко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и воображаемых событий они могут придумывать свои слова.
  • Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по силам. Большинство одаренных детей отличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присуще чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов.
  • Способность к прогнозированию проявляется в умении представить возможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие дети прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.
  • Одаренным детям часто свойственна оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов. Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способы решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одаренные дети обладают хорошей памятью, «впитывают как губка» огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности [3].
  • Творческое начало следует развивать с самого раннего детства на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка. Такие факторы, как страх, неуверенность, депрессия, могут его полностью подавить. Поэтому, работа с одаренными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений.Условно можно выделить три категории одаренных детей:
  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условия (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст).
  • Обучающиеся, по каким-либо причинам не достигающие успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядн6ыми умственными резервами (старший школьный возраст).
  • Вывод: понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Деятельность педагога по сопровождению детской одаренностиОдаренность состоит из различных способностей. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих воспитанников, увидеть в каждом из них индивидуальность. Психолого-педагогическая диагностика помогает выявить способных и одаренных детей. Здесь можно использовать такие приемы, как наблюдения и тестирование. Большую роль играет и интуитивный опыт педагога, который позволяет непосредственно заметить одаренных детей.Работа с родителями – еще один важный компонент. Объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей одаренных детей играет большую роль. Информирование родителей о целях и задачах позволяет более грамотно выстроить обучение и воспитание одаренных детей на всех этапах. Необходимо создание атмосферы общности интересов педагогов и родителей в процессе работы, а также активация и обогащение воспитательных умений родителей. Это анкетирование, беседы, педагогические консультации.На каждого такого ребенка необходимо составить индивидуальную карту самоконтроля, что позволит:- обучающемуся непосредственно самому выявлять свои ошибки, пробелы знаний тут же по результатам проверяемого материала – он сам контролер своих знаний;- педагогу детально видеть деятельность, успехи и неудачи обучающегося на каждом занятии (уроке);- родителям иметь полное представление об уровне подготовки своего ребенка по всем разделам программы.Педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать такими качествами, как:- высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;- постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;- общая эрудированность;- владение современными технологиями развития;- высокий уровень психологической подготовки.При работе с одарёнными детьми педагог должен обладать определёнными навыками:- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;- работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный поход и консультировать обучающихся;- стимулировать познавательные  способности обучающихся;- принимать взвешенные  психолого-педагогические решения;- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего коллектива обучающихся;- отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. Конечно, каждый педагог в работе с одарёнными детьми должен использовать дифференцированный подход, который позволяет расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ребенка из какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Применять технологию проблемного обучения, метод проектов, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, творческие и нестандартные задания, что является хорошим стимулом для обучающихся к самостоятельной поисково-творческой деятельности.Формы работы с одаренными детьмиВ работе с одаренными детьми можно применять следующие формы:
  • Творческие мастерские
  • Кружки по интересам.
  • Разноуровневое обучение.
  • Факультативные и элективные курсы.
  • Проектно-исследовательская деятельность.
  • Научно-практические конференции.
  • Обучение по индивидуальным программам и/или индивидуальным образовательным маршрутам.
  • Дополнительные занятия с обучающимися: кружки по интересам; спортивные секции; конкурсы; интеллектуальные марафоны; научно-практические конференции.
  • Активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
  • Методы работы с одаренными детьмиМетоды обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств обучающихся и способствуют формированию мотивации к получению знаний. 
  • Метод переселения. Позволяет детям посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод вопросов. Ответы на такие вопросы: кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? – и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных детей, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными учеными, философами и др.
  • Конструктивный метод. Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения какого-либо понятия.
  • Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность обучающихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  • Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее обучающимся продукт в результате определенных творческих действий.
  • Метод «Вот, если бы…» Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  • «Мозговой штурм». Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Для максимального учета личностных особенностей ребенка в обучении идеальным является индивидуальное обучение. А для работы с одаренным ребенком этот способ организации обучения - самый эффективный. Это позволяет педагогу в полной мере реализовать задачи обучения и развития одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.ЗаключениеВыявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. Работа с одаренными детьми – одна из главных задач. Я считаю, что задача педагога должна заключаться в том, чтобы создать условия, в которых обучающийся мог бы проявить себя и найти свой путь для самореализации. Задача педагога – научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренный ребенок способен помочь сам себе, если педагог поддерживает его творчество. Система образования должна постоянно предусматривать вопросы непрерывного повышения качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.Правильность выбранной системы работы с одаренными детьми поможет спланировать работу по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, марафонах и конкурсах различного уровня. Благодаря системной и планомерной работе педагогов, одаренные дети станут демонстрировать свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни и в будущем станут успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - к отказу от дальнейшего самосовершенствования.Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.Список литературы:
  • Барбитова А.Д. Одаренность, или «нестандартный ребенок»: от теории к практике // Одаренный ребенок. 2007. №1. С. 17-32.
  • Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // Завуч. 2001. №4. С.39-45.
  • Богоявленская Д.Б. Природа детской одаренности // Одаренный ребенок. 2002. №1. С. 6-13.
  • Богоявленская Д.Б. Президентская программа «Дети России». Рабочая концепция одаренности. Москва. 1998.
  • Грачева Н.Н. Особенности одаренных детей // Одаренный ребенок. 2013. №2. С. 16-21.
  • Карпова С.И. Проблема развития детской одаренности в условиях модернизации системы общего среднего образования // Одаренный ребенок. 2014. №3. С. 14-25.
  • Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002. С. 144.
  • Морковская Ж.Н., Рогожина Э.Г. Одаренный ребенок. Какой он? // Одаренный ребенок. 2012. №4. С. 14-17.
  • Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. М., 1996. С. 2-30.
  • Слуцкий В.М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 77, 78.
  • Шолохова А.А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности // Одаренный ребенок. 2012. №3. С. 72-79.