Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Автор: Предуха Галина Александровна
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Сургутский колледж русской культуры им. А. С. Знаменского
Рассмотрено на заседании
предметно-цикловой комиссии
Декоративно-прикладное искусство и рекомендовано
к утверждению
Протокол от 13.06.2017г. № 7
Принято на педагогическом совете
Протокол от 19.06.2017г. № 4
Утверждено
Приказом
от 20.06.2017г. №355-у
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОД.02.05 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
для специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (углубленная подготовка)
наименование цикла - профильные учебные дисциплины
Класс (курс): 3-4 курсы
Максимальная учебная нагрузка обучающихся
153 часа
Самостоятельная работа
51 часа
Обязательная учебная нагрузка (всего)
102 часа
в том числе:
теоретическое обучение
102 часа
практические занятия
-
лабораторные занятия
-
курсовая работа (проект)
Форма промежуточной аттестации
-
6 семестр – контрольный урок
7 семестр – зачет по билетам
Разработчик:
Предуха Г.А.
г. Сургут
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
3
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 02.05. Декоративно прикладное искусства и народные промыслы
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля Декоративно прикладное искусства и народные промыслы является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО 2014 года специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина Декоративно прикладное искусство и народные промыслы является профильной учебной дисциплиной и направлена на овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
Творческая и исполнительская деятельность
ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Производственно-технологическая деятельность
ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
Всего максимальная учебная нагрузка - 153 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 102 часов;
Данная программа предполагает изучение профессионального модуля следующим образом:
- 3 курс: 6 семестр – 3 часа аудиторной нагрузки;
- 4 курс: 7 семестр – 3 часа аудиторной нагрузки.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:
уметь:
различать художественно-стилевые и технологические особенности изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
знать:
основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки декоративно-прикладного искусства;
центры народных художественных промыслов;
художественные производства России, их исторический опыт, современное состояние и перспективы развития;
основные социально-экономические, художественно-творческие проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем и виды учебной работы по профессиональному модулю ОД.02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для специальности 54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Виды ученой работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
153
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
102
теоретические занятия
102
практические занятия
в том числе:
дополнительная работа студентов над завершением программного задания под руководством преподавателя (работа в материале)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
51
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа над завершением программного задания
Промежуточная аттестация в форме
6 семестр – контрольный урок
Итоговая аттестация в форме
7 семестр – зачет (билеты, практическая работа)
2.2. Тематический план и содержание ОД.02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для специальности 54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслыНаименование разделов и тем дисциплины
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Кол-во
часов
(план/факт)
Уровень усвоения
1
2
3
4
3 курс 6 семестр
Раздел 1. История народного искусства и промыслов России.
Тема 1. Народное искусство, его своеобразие и художественная ценность
Содержание учебного материала:
3
Народное и декоративно-прикладное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Характерные особенности народного искусства. Истоки русского народного творчества. (Просмотр презентации по теме).
3
Тема 2. Народные художественные промыслы России
Содержание учебного материала:
3
Народные ремесла Древней Руси. Предпосылки возникновения кустарной художественной промышленности. Развитие кустарных и народных художественных промыслов в России. (Просмотр презентации по теме).
3
Тема 1.3. Народные художественные промыслы Югры.
Содержание учебного материала:
12
Особенности развития народного искусства в Югре.
Виды народных художественных промыслов: работа с бисером, вышивка, художественная обработка дерева и бересты, работа с ровдугой, художественная обработка кости, гончарство, ткачество и т.д.
Художественные традиции, каноны и ритуалы. (Просмотр фильма по теме).
2
6
2
Практические занятия:
2
Контрольно-практическая работа по пройденным темам. (Три варианта) По представленным образцам определить вид промыслов и дать им характеристику, ответив на заданные вопросы.
Раздел 2. Виды народных художественных промыслов.
Тема 2.1. Резьба по дереву
Содержание учебного материала:
9
История возникновения искусства обработки дерева. Виды резьбы. Домовая резьба.
Абрамцево-кудринская резьба. Богородская резьба.
Береста. Шемогодская резьба.
2
1
1
Практические занятия:
5
Практическая работа № 1. По представленному образцу определить вид резьбы и дать характеристику технологии и стилистики изделия.
Выполнить зарисовки богородской игрушки, корабельной резьбы по дереву и шемогодской резьбы по бересте.
Найти и зарисовать фронтальный вид русской избы с элементами декора. Подписать названия элементов.
Выполнить рисунок интерьера русской избы.
Тема 2.2. Роспись по дереву
Содержание учебного материала:
6
Возникновение народных художественных промыслов росписи по дереву. Хохломская, Городецкая, Полхов-майдановская росписи. Стилистические особенности и технологии росписи. (Просмотр фильмов по теме)
История русской матрешки.
4
Практические занятия:
2
Практическая работа № 2. Работа с образцами изученных росписей. Дать сравнительную характеристику технологиям выполнения этих росписей.
Выполнить эскиз русской матрешки. Выбор центра свободный.
Тема 2.3. Народная вышивка
Содержание учебного материала:
9
История возникновения вышивальных промыслов.
Основные виды швов и строчек народной вышивки. Приемы вышивок, их разнообразие и особенности на примерах Нижегородской, Калужской и Владимирской вышивок. (Просмотр фильма по теме).
Золотое шитье. История и особенности этой вышивки.
2
3
2
Практические занятия:
2
Развивающий тренинг №1. Найти заданные образцы, зарисовать их и ответить на ряд вопросов. (Работа в микрогруппах 3-4 чел.)
Найти и зарисовать фрагменты различных видов вышивки. (3-4 шт.)
Тема 2.4. Коклюшечное кружевоплетение.
Содержание учебного материала:
6
История возникновения кружевоплетения. Материалы и оборудование для кружевоплетения.
Виды кружева и техники плетения.
Традиционные центры кружевоплетения и особенности кружевоплетения в этих центрах
2
1
2
Практические занятия:
1
Зарисовки несложных мотивов с образцов кружева изученных центров.
Работа с образцами. Зарисовки старинной набойки.
Тема 2.5. Узорное ткачество
Содержание учебного материала:
4
Возникновение промысла ручного узорного ткачества. Виды и приемы узорного ткачества: ремизное, бранное, закладное качество. Виды ткачества в народном костюме. (Просмотр фильма по теме) Изделия череповецкой фабрики Красный ткач. Современные ковры и гобелены.
2
Практические занятия:
2
Развивающий тренинг №2. Работа с образцами. Отработка навыков распознавания различных видов ткачества, ковров и гобеленов. (Работа в небольших группах 3-4 чел.)
Контрольная работа
Контрольная работа по пройденным темам. (Тестовое задание)
2
Всего:
54
4 курс 7 семестр
Тема 2.5. Роспись тканей
Содержание учебного материала:
6
История возникновения промысла художественной росписи тканей. Ручная
набойка. Современные виды росписи тканей.
Батик, аэрография, фотопечать. Павловские платки. (Просмотр фильма по теме).
4
Практические занятия:
2
Работа с образцами. Зарисовки старинной набойки.
Тема 2.7. Художественная керамика.
Содержание учебного материала:
9
Художественная керамика. Возникновение и развитие керамического искусства в России. Виды керамики и основные центры.
Гжельская и Скопинская керамика Глиняная игрушка: дымковская, филимоновская, каргопольская.
2
3
Практические занятия:
4
Практическая работа № 3. Найти 3 ошибки в описании стилистических особенностей каждой из изученных игрушек. (В карточках-заданиях специально внесены по три ошибки).
Выполнить зарисовки глиняных игрушек: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Зарисовать элементы гжельской росписи и какое-либо изделие украшенное этой росписью.
Тема 2.8. Художественная обработка металла.
Содержание учебного материала:
9
История возникновения промыслов.
Виды металлов и виды художественной обработки этих металлов.
Основные центры и их характеристики.
Общие сведения о технологиях художественной обработки.
1
3
2
1
Практические занятия:
2
1) Зарисовки образцов. 2) Тестовое задание по 2-м пройденным темам (2 варианта) – Художественная керамика и художественная обработка металла.
Тема 2.9. Художественные лаки.
Содержание учебного материала:
9
История возникновения лаковой живописи. Общие сведения о материалах и технологии.
Традиционные центры лаковой миниатюрной живописи: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй.
Художественная роспись по металлу. Нижнетагильские и жостовские подносы. Стилистические и композиционно-орнаментальные особенности.
2
3
2
Практические занятия:
2
Развивающий тренинг № 3. По представленным образцам определить центры лаковых промыслов. Дать сравнительную характеристику этим центрам. (Работа в мини-группах 3-4 чел).
Тема 2.10. Художественная обработка камня.
Содержание учебного материала:
3
Камнерезное искусство как один из старейших народных художественных промыслов. Виды камней и общие вопросы технологии камнерезного искусства. Центры камнерезных промыслов.
3
Практические занятия:
Подобрать иллюстративный материал по теме Художественная обработка камня.
Тема 2.11. Художественная обработка кости и рога.
Содержание учебного материала:
3
Косторезное искусство. Виды и материалы художественной обработки кости. Холмогорская резьба по кости.
Устьянский рог.
3
Тема 2.12 Современное состояние народных художественных промыслов в России.
Содержание учебного материала:
2
Современное состояние народных художественных промыслов. Предприятия НХП. Ассоциация Народные художественные промыслы России. Понятие народный мастер. Ярмарки, выставки, фестивали НХП в России.
2
Контрольная работа.
Контрольная работа по пройденным темам. (Зачет)
1
Всего:
48
Всего:
102
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование кабинета и рабочих мест:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по числу студентов;
методический фонд;
методические разработки;
мультимедийные презентации;
комплект учебно-методической документации;
– комплект наглядно-дидактического и раздаточного материла.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор телевизор;
многофункциональное устройство (принтер, сканер);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.Н. Молотов Декоративно-прикладное искусство – Учебное пособие. Москва ИНФРА-М 2017 (электронный учебник)
2. Н.В. Ягодынская, С.А. Малышкин Культурно-исторические центры России. -Учебное пособие Москва Академия 2009г Дополнительные источники:
Дополнительная литература:
Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970
Богуславская И. Русская народная вышивка – М., 1972
Русская лаковая миниатюра. Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй. СПб.: Яркий город, 2007. – 288 с., илл.
Уханова И. Н. Русские лаки. – Спб, ГЭ.
Уханова И. Н. Лаковая живопись в России 18-19 веков, - СПб.: Искусство СПб, 1995
Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М.: Просвещение, 1975. – 192 с.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. – Л.: Художник РСФСР, 1980. – 207 с.
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.
Зиновьев Н. М.Стилистические традиции искусства Палеха. – Л.: Художник, - 1981. – 216 с.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия/ Электронный ресурс// Режим доступа: .
2. Электронная энциклопедия/ Электронный ресурс// Режим доступа:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, после выполнения каждого программного задания и итогового задания по разделу. Форма итогового контроля – экзамен. Результат освоения учебной дисциплины оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценивания выполнения заданий, кроме перечисленных ниже, содержат дополнительно пять позиций: максимальное количество правильных ответов по итоговой контрольной, содержательная практическая работа (презентация), использование теоретических знаний, соблюдение технологии и качество исполнения в материале, культура подачи проекта.
4.1. Контроль результатов освоения профессиональных компетенций
Результаты обучения
(освоенные умения, освоенные навыки)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
Текущий контроль в форме опроса
Зачет в форме выполнения практической работы и билетам с вопросами
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверить у обучающихся на только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
4.2. Контроль результатов освоения общих компетенций
Результаты обучения
(освоенные умения, освоенные навыки)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
1