Разработка элективного курса "Элементы теории графов с использованием систем компьютерной алгебры" для учащихся 10 - 11 классов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка элективного курса "Элементы теории графов с использованием систем компьютерной алгебры" для учащихся 10 - 11 классов
Автор: Абрамян Римма Бориковна

Разработка элективного курса «Элементы теории графов с использованием систем компьютерной алгебры» для учащихся 10-11 классов.Среди рассматриваемых вопросов теоретической информатикой, в содержании школьного курса информатики более глубоком и расширенном изложении могли бы найти отражение такие: алгебра логики, теория алгоритмов, вычислительная математика, дискретная математика, линейное программирование, математическое моделирование, теория кодирования и др.Особого внимания заслуживает проблема изучения элементов дискретной математики в школьном курсе информатики. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что информатизация и компьютеризация общества во второй половине XX столетия в значительной степени стимулировала развитие дискретной математики, с другой – большинство методов и инструментов дискретной математики становятся мощным средством современного интеллекта, каркасом информационной культуры. Все это усиливает роль и место дискретной математики. На первый план выходит изучение связи между дискретным и непрерывным.В связи с этим существенно возрастает актуальность проблемы формирования у обучающихся способности к построению и использованию графов в школьном курсе информатики в качестве одного из важных разделов дискретной математики.Вопросом внедрения элементов теории графов в учебный процесс средней школы занимались Л.Ю. Березина, М.П. Барболин, Н.А. Волкова. Среди отечественных диссертационных исследований следует отметить работы ВН. Балык, А.И. Глобина, Т.И. ЧепрасоваВ этих работах элементы теории графов рассматриваются как средство:
  • формирование навыков информационного моделирования при решении задач в курсе информатики;
  • моделирование учебного материала, в частности при решении логических, комбинаторных, физических и текстовых задач;
  • формирование алгоритмических навыков;
  • формирование познавательного интереса к изучению информатики и математики, развития у учащихся умения самостоятельно добывать знания.
  • Вместе с тем стоит отметить, что ряд методических аспектов обучения элементов теории графов в общеобразовательной школе требует дальнейшего развития. Вне поля зрения исследователей, осталась невыясненной, в частности, проблема отбора основных понятий и вопросов элементов теории графов, которые целесообразно изучать в школьном курсе информатики в 10- 11 классах, не исследованы конкретные аспекты использования средств систем компьютерной алгебры, для изучения этой темы, отсутствуют системы заданий и рекомендации относительно использования соответствующих средств информационных технологий.Таким образом, противоречия между определенной несовершенством школьного курса информатики и методической системе обучения, с одной стороны, потребностями подготовки учащихся к жизни и деятельности в информатизированном обществе и осуществления этой подготовки в практике обучения школьной информатики, с другой, является социально значимой проблемой. Учитывая это разработка элективного курса «Элементы теории графов с использованием систем компьютерной алгебры» является актуальной проблемой, что предопределяет выбор темы выпускного квалификационного исследования.В первой главе «Особенности организации и проведении уроков информатики, направленных на формирование у обучающихся способности к построению и использованию элементов теории графов с использованием систем компьютерной алгебры для учащихся 10-11 классов» рассматриваются следующие параграфы: Значение и роль формирования способности к построению и использованию элементов теории графов в курсе информатики в условиях введения ФГОС СОО, Особенности формирования у обучающихся способности к построению и использованию графов в школьном курсе информатики, Использование информационных технологий при формировании у обучающихся способности к построению и использованию графов в школьном курсе информатики посредством систем компьютерной алгебры. методические к использованию компьютерной при изучении теории заключаются:
  • в построении типов , определение характеристик и ств графа для осложнения , ускорения информации;
  • в средствах графов для удобной элементами ;
  • в использовании анимации, изображения для зависимостей, , которые не точно вербальным ;
  • в наглядном алгоритмов на с помощью компьютерной для воспроизведения во всей их и разнообразия ;
  • в наглядной результатов типовых из теории .
  • Во второй главе представлены особенности внедрение элективного курса «Элементы теории графов с использованием систем компьютерной алгебры» для учащихся 10-11 классов в образовательный процесс. Для сравнительного исследования две группы. В этих выступили 11 «А», 11 «Б» классов. 11-го «А» в количестве 12- учащихся в качестве группы, а 11 «Б» класса в 12-ти выступили в контрольной .На первом , констатирующем, проводилось в виде заданий, на определение знаний по теме: « теории », включающее графов. состоял из 15 , включающий понятия. Результаты этапа исследования следующее: у экспериментальной и групп одинаковый знаний по математике, а элементам графов. этап , формирующий, в себя учебную на основе элективного «Элементы графов с систем алгебры», на повышение знаний по теме и у обучающихся к построению и элементов графов с систем алгебры. группа материал с системы математики , тогда как группа тот же материал без элективного «Элементы графов с систем алгебры». внимание уделено информационных , т.е. системе математики .Основной формирующего была эффективности ого элективного для старшеклассников « теории с использованием компьютерной », направленной на у обучающихся к построению и элементов графов, решать прикладного с помощью .Предлагаемый курс « теории с использованием компьютерной » для учащихся предполагает подробное учащихся классов с из важнейших дискретной . Изучение начинается с фактов из теории и обоснования этого математики для задач наук – , химии, , психологии, . Далее основные и простейшие с ними : степени графа, о рукопожатиях, над графами. изучения для всех закономерностей различные графов в порядке: , регулярные , двудольные , плоские , эйлеровы , гамильтоновы , ориентированные . Порядок тем обусловлен определениями и задач. Как отмечено , данный не преподаётся в школьном , единого для его изучения нет, информации ( бы для краткого с проблемой) преподнести достаточно . Особенностью элективного «Элементы графов с систем алгебры» для 10-11 также сопровождения материала количеством и оперативного к ранее определениям и при формулировании и решении . Также предложены практические по дискретной , а именно теории в школьном информатики. , третий исследования, тем же методом, что и . Целью было изменений знаний по данной и уровень с у обучающихся к построению и элементов графов с систем алгебры. В следует итогов .Результаты тестирования , что учащиеся 11- «А» класса, элективный «Элементы графов с систем алгебры», материал , чем 11 «Б» класс, данный по стандартной обучения.На диаграмме видно, что при изучении курса « теории с использованием компьютерной », процент , усвоивших на оценку «» в 11 «А» классе 66,8 % и этот выше, чем в группе (в 11 «Б» – 58,3 %). учащихся, раздел на «» в экспериментальной составил 33,2 %, когда же показатель в 11 «Б» был (41,7 %). По тестирования сделать , что изучение курса « теории с использованием компьютерной », дало высокий усвоения . данных и контрольной до и после эксперимента по Вилкоксона-Манна-Уитни в «Педагогическая » показал, что в начале гипотеза , а именно и целенаправленное средств компьютерной при обучении теории будет способствовать теоретической знаний по информатике и их информационной .1. За то же обучения подготовки при средств технологий ( компьютерной ) в сравнении с традиционными (ьютерними) может на 10-20% при учебного на уровне и на 20-30% при типовых и задач, эффективность знаний увеличивается (в на 10-20%).2. в настоящее формы учебной в виде компьютерной , что используют и элементы , в сравнении с бумажными , имеют преимущество в подготовки на уровне с учебным . На уровне же знаний в и нетиповых учебный этих форм учебной хотя и , но незначительный.3. льший изучение теории с использованием компьютерном дает в , если привлекается к когнитивной по осмысления и учебного , применению в типичных и ситуациях. данных и контрольной до и после эксперимента , что поставленная в исследования подтвердилась, а систематическое и применение систем алгебры при элементов графов существенно углублению базы учащихся по и формирования их культуры. достигнута, все решены.