"История России глазами поэтов 1 половины XIX века"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "История России глазами поэтов 1 половины XIX века"
Автор: Марцива Наталья Александровна
История России глазами поэтов 1 половины XIX века
Историко-литературный электив для учащихся 8 класса
Авторы программы:
учитель истории Крылова Т.В.,
учитель литературы Марцива Н.А.,
МОБУ СОШ № 6 г.Тында Амурской области
Пояснительная записка
Стержнем современной образовательной программы является воспитание духовно-нравственных качеств личности. Современный мир противоречив и сложен. Мы должны быть не только толерантны, образованы, но и должны уметь извлекать уроки из прошлого.
В связи с процессом модернизации школы перед современной системой образования обозначаются иные методы и средства обучения, развития, воспитания детей. Социальный запрос диктует необходимость в становлении самостоятельной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед обществом и государством. Прогресс быстрыми шагами идёт по планете, и современному обществу нужны люди с техническим образованием. Но прогресс может оказаться регрессом, если не будет гуманитарного образования. Передача чувств, эмоций и мыслительная деятельность вообще возможна только при первичном гуманитарном образовании. И в этом помогают, прежде всего, история и литература, которые, не только связаны между собой, но и дополняют друг друга.
Ограниченность учебной программы не позволяет рассмотреть многие спорные вопросы истории, познакомиться с выдающимися поэтами эпохи, которые входят в состав классиков русской литературы, но не входят в школьную программу. Элективный курс История России глазами поэтов 1 половины XIX века поможет подрастающему поколению решить данную проблему.
Конструктивно меняется роль педагога в этом процессе. Прежде всего, необходимо вызвать у школьников интерес к знаниям и способам их добывания, а также помочь вырабатывать настойчивость в преодолении учебных затруднений.
Данный курс является интегрированным, что позволяет более глубоко изучить тему, познакомиться с выдающимися личностями, отработать навыки публичного выступления и умения работать в группе.
Курс рассчитан для учащихся 8 класса и составляет 34 часа – 1 час в неделю.
Цель курса:
Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества, через эмоционально-нравственную оценку поэтов.
Задачи:
1.Дать представление об историческом процессе, в целом, на литературно-культурном фоне, используя произведения поэтов русской литературы 1 половины ХIХ века.
2.Создание условий для общего развития интеллекта, критического и рефлексивного мышления через филологический анализ текста и сопоставления с историческими реалиями.
3.Расширение границ восприятия исторической действительности через соприкосновение с миром поэтической литературы.
4.Развитие коммуникационной и дискуссионной культуры в процессе анализа общественной и культурной жизни России 1 половины ХIХ века.
5.Обогащение эмоционального опыта учащихся через работу творческой лаборатории актёрского мастерства ( Литературная гостиная).
6.Развитие практических умений и навыков в использовании дополнительных информационных источников и технических средств обучения как процесса дальнейшей социализации личности.
Предполагаемые метапредметные результаты
В ходе занятий элективного курса учащиеся получат возможность:
-научиться целеполаганию, планированию, рефлексии;
-самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;
-создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
-научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
-научиться приемам самоорганизации;
-осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
-овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
-планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
-приобрести навыки работы в группе, навыки самопрезентации.
В ходе занятий элективного курса учащиеся:
-познакомятся с выдающимися поэтами эпохи;
-научатся аргументированно давать оценку историческим событиям;
-будут осознавать единство и целостность с прошлым;
-будут постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
-освоят алгоритм работы с текстами;
-создадут и представят собственный ресурс Литературная гостиная.
Основное содержание тематического курса (34 часа)
тема
Форма организации учебного занятия
Основное содержание
Кол-во часов
1. Введение
Лекция с элементами эвристической беседы
Цели и задачи курса. Деление на микрогруппы, получение заданий. Характеристика изучаемого периода.
1
2. Народ и Отечественная война 1812 года
Лекция с элементами исследовательской работы и использованием ТСО
Формирование и деятельность партизанских отрядов.
1
3.Ф. Глинка Москва, Военная песня, Песня сторожевого воина…
Анализ прозаических произведений, прослушивание исторических песен
Картина того времени с точки зрения исторических и литературных фактов
1
4. Д.Давыдов – гусар и поэт
Художественная лекция с использованием ТСО
Личность Давыдова – его творчество и военная деятельность как родоначальника русского спецназа.
1
5.Ф.Глинка Партизан Давыдов, Н.М.Языков Д.Давыдову, Е.А. Баратынский Д.Давыдову
Сопоставительная характеристика текстов
Личность Давыдова в разных текстах, разное и общее
1
6. Бородино – неизвестные страницы
Урок открытых мыслей.
1
7. М.Лермонтов Поле Бородина, В.Жуковский Бородинская годовщина
Анализ стихотворений, комментированное чтение
Поле Бородина-своеобразный набросок, эскиз к известному творению Бородино, которое явилось шестью годами позднее
8. Пожар в Москве.
Урок открытых мыслей.
Различные точки зрения на прошедшие события
1
9. Н.М. Шатров Пожар Москвы в 1812 году, Ф.Глинка Песнь русского воина при виде горящей Москвы, К.К. Павлова Москва
Анализ стихотворений, комментированное чтение, беседа по тексту
Различные точки зрения на прошедшие события.
10. Освобождение страны.
Лекция с элементами исследовательской работы и использованием ТСО
Изгнание войск Наполеона – работа с документами, настроения в армии и в тылу.
1
11. В.Жуковский Вождю победителей, Бородинская годовщина, К.Рылеев Любовь к Отчизне
Анализ стихотворений, комментированное чтение, беседа по тексту
Отечественная война 1812 года- одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем поразила воображение современников и поэтов того времени.
12. Заграничные походы русской армии.
Урок открытых мыслей.
Участие русской армии в европейских битвах, памятники русским героям, настроения солдат и офицеров.
1
13. Ф.Глинка Стихи генералу Раевскому
Комментированное чтение, беседа по тексту
Никогда никакое русское сердце не забудет слов героя Раевского, который вещал: Вперед, ребята, за веру и за Отечество
1
14-15. Просмотр и обсуждение фильма Эскадрон гусар летучих
Беседа по ходу просмотра фильма
2
16. Северное общество.
Художественная лекция с элементами театрализованной постановки.
Петербург как столица России – виртуальное путешествие. Настроения и занятия высшего общества.
1
17. Южное общество
Художественная лекция с элементами театрализованной постановки.
Киев – виртуальное путешествие. Настроения и занятия высшего общества.
1
18-19. Восстание на Сенатской площади.
Художественная лекция с использованием ТСО
Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Использование фрагментов фильма Звезда пленительного счастья, материалов CD диска Энциклопедия истории России. 862-1917. Анализ литературного творчества декабристов.
2
20-21. Судьба декабристов
Урок-суд
Трагедия судеб декабристов, радевших за процветание Отечества. Жёны декабристов.
2
22. А.С. Пушкин и декабристы
Художественная лекция с использованием ТСО
Личность Пушкина, его отношения с декабристами и властями.
1
23. А.С. Пушкин Во глубине сибирских руд, К Чаадаеву, Деревня, Уединение
Анализ произведений, комментированное чтение
Пушкин, всей душой разделяя идеи, которые обсуждали в кругу тайных обществ, выражал их в своих стихотворениях, ставших программными сочинениями для декабристов.
1
24. К. Рылеев- друг Пушкина
Художественная лекция с использованием ТСО
Личность Рылеева как участника войны 1812 года, декабриста и поэта.
1
25. Творчество К.Рылеева Стихи о войне, Партизаны, Когда душа изнемогала, У вас в гостях, Воспоминания и другие
Анализ стихотворений, комментированное чтение, беседа по тексту
Кондратий Рылеев- участник декабристского движения, общественный деятель, выдающийся поэт.
1
26-28. Работа над проектами
Творческая лаборатория с элементами публичного выступления.
Анализ собранной информации, создание презентаций, выступления.
3
29. Бал Дней Александровых прекрасное начало..
Урок – творческий отчёт.
Театрализованная постановка. Обсуждение.
1
30-31. Литературная гостиная
Урок – творческий отчёт.
Представление проекта в виде театрализованной постановки.
2
32. Литературно-исторический альманах 1812 год.
Урок – творческая лаборатория с элементами публичного выступления.
Написание эссе и выпуск газеты.
1
33. Литературно-исторический альманах Отчизны взор – награда или …Постыдной доли их – презренье…
Урок – творческая лаборатория с элементами публичного выступления.
Написание эссе и выпуск газеты.
1
34. Творческая лаборатория
Урок – творческая лаборатория с элементами публичного выступления.
Написание сценария к фильму
1
Темы проектов для микрогрупп:
1. Дворянский костюм первой половины XIX века.
2. Занятия молодых дворян – служба и свободное время.
3. Бал как средство общения в высших кругах.
4. Дуэль как способ самовыражения.
5. Д. Давыдов – личность государственного масштаба.
6. К. Рылеев – человек эпохи.
Темы эссе:
1. Декабристы – кто они? Защитники народа или предатели Отечества?
2. Роль России в войне с Наполеоном для судеб Европы