Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ «Моделирование в экологическом воспитании дошкольников и его использование».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ «Моделирование в экологическом воспитании дошкольников и его использование».
Автор: Хмелёва Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок»Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ «Моделирование в экологическом воспитании дошкольников и его использование». Подготовила: старший воспитатель Хмелева Т.В.Цель: Познакомить педагогов с моделированием в экологическом воспитании дошкольников и его использование.Задачи:1.Передавать опыт путем показа, методов, приемов и форм педагогической деятельности в сфере экологического воспитания.2.Развивать творческий потенциал педагогов.Оборудование: конверты на каждого с карточками: 1 – разноцветные для времен года, 2 – с моделями основных признаков животных, 3 - картинки с изображением животных (на прищепках) и их мест обитания, картинки с изображением животных, конспект, ветка с бумажными листочками, напечатанные задания.Организационный момент:В ФГОС ДО отмечается важность в формировании у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.Для формирования знаний у детей в области экологического воспитания используют моделирование. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Ведущий показывает ветку с разноцветными (осенними), бумажными листьями. Листья двойные, чтобы заранее не было видно, что там нарисовано. Педагоги отрывают по одному листочку, у кого на листике наклейка приглашается для участия.Основная часть:Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Моделирование в экологическом воспитании дошкольников»Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться и придумать названиекоманде и представить ее.Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.Третья задача – формирование у детей любви к природе.Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.1. РАЗМИНКА,И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».2.Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)4.Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?5.Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?6.Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)Что должно быть в уголке природы?(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.) Что должно быть на участке детского сада?(Деревья, кустарники, цветники, огород.)Какие методы используются для экологического воспитания детей?(Наглядные, практические, словесные.) Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.(Игра; элементарные опыты; моделирование.) Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):Наличие как можно большего числа видов растений и животных;Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 ) 3. Решение педагогических ситуаций.Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?- А сейчас предлагаю немного расслабиться .4.Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).5. Творческое задание.Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.1.Весна красна цветами, а осень пирогами.2.Готовь сани летом, а телегу зимой.6. «Кто где живёт?»Цель: Правильно определять какое животное где живет.Игровые действия: у участников – карточки – домики с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, вода, гнездо). И карточки на прищепках, с изображением животных (медведь, лиса, белка, птица, рыба). Каждый участник, при помощи прищепки прикрепляет животное к своему домику. Ведущий проверяет правильность выполнения задания.2.Вспомним сейчас о зверях, птицах и рыбах. Показ картинок с их изображением.«Моделирование» (выделить существенные признаки определенной группы животных).Сначала рассматривают представителей млекопитающих (например медведь, белка) и показывают соответствующие карточки. Затем рассматривают представителей птиц и выделяют их существенные признаки (показывают соответствующие карточки). После этого то же самое про рыб.7.Проводится игра «Когда это бывает». Участники сидят за столами. (У участников цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, желтые – осень). Свои ответы участники сопровождают поднятием карточек. Ведущий предлагает отгадать, когда это бывает.Дел у меня немало – Солнце печет, Я белым одеялом Липа цветет.Всю землю укрываю,Рожь колосится,В лед реки убираю,Золотится пшеница.Белю поля, дома,Кто скажет, кто знает,Зовут меня…(Зима) Когда это бывает? (Летом)Зазвенели ручьи,Дни стали короче,Прилетели грачи.Длиннее стали ночи.В дом свой – улей – пчелаКто скажет, кто знает,Первый мёд принесла.Когда это бывает? (Осень)Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Весной)Природой мы любуемся в любое время годаЖивотными любуется красавица природа.Заключение:На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Для дружбы, для улыбок и для встречВ наследство получили мы планету.Нам этот мир завещано беречьИ землю удивительную эту.Благодарю всех за участие!Приложение 1Список литературы:«Мир природы и ребенок, методика экологического воспитания дошкольников», под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой, издание 3-е, стереотипное, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003г 313с.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада. – М.: Просвещение, 1999. – 207 с.: иПриложение 2Фото