Инновационное диагностирование в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационное диагностирование в ДОУ
Автор: Карпова Елена Геннадьевна
Диагностика коммуникативных умений дошкольниковКоммуникативные умения:• Умения слушать и слышать другого;• Умение участвовать в свободной беседе;• Умение быть внимательным к самому себе и окружающим;• Умение понимать чувства и настроения другого;• Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.Методы диагностики:• Наблюдение за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности.• Беседы с детьми• Тест «Эмоциональные состояния» /с использованием пиктограмм/Методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников/разработана болгарским исследователем Ф. Г. Даскаловой.Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1989./Изучение коммуникативных умений детей проводится путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.Критерии оценки коммуникативных умений:Высокий уровень:Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.Средний уровень:Ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.Низкий уровень:Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.(создается таблица с перечнем умений)Имя ребенкаХарактер общения со сверстникамиКоммуникативные уменияУровень коммуникативных умений ребенкаВступать в диалогПоддер-живать диалогСлушать собесед-никаПони-мать собесе дникаЯсно выражать свои мыслиПользоваться формами речевого этикетаПонимать настроения и чувства другогоДиагностика художественно-эстетического развитияХудожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) . [1, с.34]В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".[6, с 4].К художественно-эстетической деятельности относится:Изобразительная деятельность;Музыкальное восприятие;Восприятие художественной литературы.Цели и задачи в рисовании красками:Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводит линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.· Развитие чувства цвета.· Развитие эмоций и фантазии.· Развитие мелкой моторики.· Развитие речи.· Ознакомление с окружающим миром.Цели и задачи рисования карандашомОбучение умению правильно держать карандаш;ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.· Развитие мелкой моторики.· Ознакомление с окружающим миром.· Развитие речи.· Формировать интерес к рисованию.Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.[4, с.16].Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству. [1, с.57].Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случаеиспользования метода «компетентных судей» (Уровень знанийанализирующего в области изобразительного искусства ,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивныхумозаключений.Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.[2, с.15].Цель: выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.Для сравнения мы взяли две методики.Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.Предъявляемые задания.Ребенку предлагается:Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».После рассматривания репродукции ответить на вопросы.В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа, выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа). Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей:- в активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;- в обогащении представлений об эстетических категориях;- в развитии эстетического восприятия разнообразных объектов.[1, с.24].Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.[8, с.34].Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»—количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все кру-га, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качествовыполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным ( хотя он и повторяется в рисунках других детей). [8, с.36].Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:1) индивидуально по каждому ребенку ( выделяя оригинальность созданных детьми изображении);2) по группе в целом( выводя общее число баллов)Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметовРазный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: -- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;--в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;-- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяютоценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут бытьполучены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровеньвоспитательно-образовательной работы с детьми.С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.3 балла—рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.Сравнительный анализ двух методик диагностирования уровня художественно-эстетического развития даёт нам возможность утверждать, что диагностика С. Т. Комарова « Дорисовывание фигур» даёт более подробную интерпретацию. Данную диагностику можно проводить как индивидуально, так и группой. По своей структуре она проста, но в то же время глубже рассматривает уровень развития творчества детей, больше критерий оценивания.