Проект "В страну правильной речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "В страну правильной речи"
Автор: Селина Марина Викторовна
МКДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозёрск»Педагогический проект«В страну правильной речи» Составитель: воспитатель высшей категории Селина М.В.2018 годПедагогический проект«В страну правильной речи» Актуальность проекта. Речь – это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и т.д., нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия для современного и правильного формирования звуковой культуры речи. О.И.Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи воспитания у детей четкого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитания выразительности детской речи». В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи решаются задачи: формирование у детей правильного звукопроизношения в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха у дошкольников. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.) Основным направлением в воспитании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет детям с нарушениями речи стать успешными в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной речи. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. И позволяют утверждать, что речь детей необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Проект «В страну правильной речи» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей с нарушениями речи, он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Это различные направления в работе с детьми, имеющими нарушения речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: совершенствованию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико – грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности. Одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи представляется способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателей и ребенка, родителей. Проект предназначен для детей 5 – 7 лет. Участники проекта: Дети группы с нарушениями речи, воспитатели, родители. Цель проекта: Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с нарушениями речи. Задачи проекта: Образовательные:1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе формирования речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей, различные стороны речи (фонетико – фонематическую, лексико –грамматическую, связную речь).3. Автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи. Развивающие:1. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.2. Увеличить объем педагогического взаимодействия.3. Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание. Воспитательные:1. Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 2. Формировать положительное отношение к совместной деятельности. 3. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по исправлению речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 4. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. Ожидаемые результаты.1. Использование метода проектов в работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.2. Повышение психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе воспитательной работы. Эффективность данных результатов.Для детей: Положительная динамика речевого развития. Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье. Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. Для родителей: Положительная оценка деятельности ДОУ. Активизация педагогического потенциала родителей. Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей. Чувство удовлетворенности от совместного творчества. Для педагогов: Положительный психологический климат между специалистами и воспитателями. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновационных технологиях. Удовлетворенность собственной деятельностью. Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные эффективные формы и методы работы. Для ДОУ Благоприятные условия для профессионального роста педагогов. Практическая значимость проекта. Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в педагогическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.Вид проекта: практико – ориентированный, долгосрочный. Срок реализации проекта: 1 год Этапы реализации проекта. I. Подготовительный этап (информационно – аналитический). Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. Задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявить проблему – мониторинг актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (диагностическое обследование детей). 3. Определить систему педагогических проектов, условия их реализации. II. Основной этап (практический). Реализация системы педагогических проектов:Мини проект «Послушный ветерок»Мини проект «Умелые пальчики»Мини проект «Весёлый язычок»Мини проект «Волшебный мир звуков»Мини проект «Трудные звуки»Мини проект «Составление описательных рассказов»Мини проект «Очень важные маленькие слова»Мини проект «Многообразие слов»Мини проект «Трудные слова»Мини проект «Веселая азбука»III. Заключительный этап реализации проекта: Задачи: 1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини – библиотеки из пособий и книжек детско – родительского творчества, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «В страну правильной речи». 3. Презентация проекта «В страну правильной речи» для РМО и педагогов МКДОУ. Конечным итогом проекта является: Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в педагогическом процессе. Повышение профессиональной компетентности педагогов МКДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. Мини проект «Послушный ветерок»Задачи: Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи. Повысить компетенцию воспитателей в данной области. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.Вид проекта: Практико – ориентированный, краткосрочный, коллективный. Срок реализации: Сентябрь – Октябрь Содержание работы: Работа с детьми Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на коррекционных занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, в двигательной и музыкально – художественной деятельности. Применение игровых упражнений для развития физиологического (нижнее диафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий. Придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики.Работа с семьей Консультация для родителей по теме «Формирование правильного речевого дыхания», «Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания». Буклеты для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания». Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.Работа с педагогами Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей». Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми. Практическое применение пособий детско – родительского творчества.Практический результат проекта Оформление выставки «Послушный ветерок». Практическое применение пособий в утренней гимнастике, на специальных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе, в двигательной и музыкально – художественной деятельности. Мини проект «Умелые пальчики»Задачи: Развивать подвижность и гибкость мышц пальцев и кистей рук, выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию, по словесной инструкции. Формировать умение выполнять определенные движения, кистями рук, переключаясь с одного действия на другое с речевым сопровождением. Совершенствовать специфические навыки в действиях рук: захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания. Развивать зрительно – двигательную координацию, графические навыки. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Повышать интерес родителей к коррекционному процессу. Повышать компетенцию воспитателей в данной области. Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный, долгосрочный, коллективный.Срок реализации: В течение учебного года.Содержание работы:Работа с детьми Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций. Формирование умения правильно держать карандаш, ручку, фломастер. Формирование умения владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений. Развитие зрительно – моторных координаций. Активизация словаря в процессе расширения представлений об окружающем мире. Формирование умения работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве. Работа с семьей Буклеты для родителей «Пальчиковая гимнастика дома. Советы логопеда». Практическое занятие «От простого к сложному», применение различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики. Пополнение предметно – развивающей среды для совместной и индивидуальной деятельности по развитию мелкой моторики рук (свободный доступ предметов: трафареты, пластилин, бумага, бросовый материал, конструктор и т.д.).Работа с педагогами Консультация на тему: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук». Практикум для педагогов «Место пальчиковой гимнастики в режиме группы. Методика выполнения пальчиковой гимнастики». Практическое применение пособий детско – родительского творчества. Практический результат проекта Оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика». Практическое применение пособий в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе, в двигательной и музыкально – художественной деятельности.Мини проект «Весёлый язычок» Задачи: Формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. Выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием различных комплексов артикуляционных упражнений. Повысить интерес родителей к коррекционному процессу. Повысить компетенцию воспитателей в данной области. Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный, краткосрочный, коллективный.Срок реализации: ОктябрьСодержание работы:Работа с детьми Знакомство со строением органов речи посредством логопедической Сказки о Весёлом язычке. Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций, «Сказки о Веселом язычке». Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке. Работа с семьей Буклеты для родителей «Артикуляционная гимнастика дома. Советы логопеда». Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений». Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. Совместное с детьми изготовление пособий и артикуляционного куба «Артикуляционная гимнастика».Работа с педагогами Консультация на тему: «Нарушения звукопроизношения. Причины и виды речевых нарушений». Практикум для педагогов «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений». Практическое применение пособий детско – родительского творчества. Практический результат проекта Оформление выставки пособий «Артикуляционная гимнастика», коллективной «Сказки о Веселом Язычке». Практическое применение пособий в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе, в двигательной и музыкально – художественной деятельности. Мини проект «Волшебный мир звуков»Задачи: Привлечь интерес и внимание ребенка к звучащему слову. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие у детей. Развивать умение подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.Вид проекта: Практико – ориентированный, краткосрочный, индивидуальный.Срок реализации: НоябрьСодержание работы: Работа с детьми Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей на коррекционно – развивающих занятиях. Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова – паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. Оформление собственной книжки «Рифмушки», придумывание пар слов – паронимов и рисование (вклеивание) соответствующих иллюстраций.Работа с семьей Консультация – практикум для родителей «Первые шаги к грамоте. Формирование фонематических процессов у детей».Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме. Памятки для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений). Совместное с ребенком изготовление книжки «Рифмушки». Работа с педагогами Консультация «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей». Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями». Семинар – практикум для педагогов «Волшебный мир звуков и слов». Консультация для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально – коррекционной работы с дошкольниками». Практический результат проекта Презентация и выставка книжек «Рифмушки», изготовленных руками детей. Создание мини – библиотеки из книжек «Рифмушки», изготовленных руками детей.Мини проект «Трудные звуки»Задачи: Выявить органы артикуляции, участвующие в образовании звуков речи человека. Исследовать и осмыслить ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. Формировать у детей понимания артикуляционного уклада конкретного звука и качественно исправлять дефект произношения. Повышать интерес родителей к коррекционному процессу. Повышать компетенцию воспитателей в данной области.Вид проекта: Исследовательский, практико – ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения. Содержание работы: Работа с детьми Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке». Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи Незнайку правильно произносить звук», «Объясни Незнайке правильное расположение органов артикуляции…» и др. Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков». Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки».Работа с семьей Консультация для родителей «Наглядно – игровые средства по закреплению звукопроизношения у детей». Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки». Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома.Работа с педагогами Консультация «Применение наглядно – игровых пособий для коррекции фонематического восприятия у детей с нарушениями речи ». Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки). Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков .Практический результат проекта Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков. Пополнение мини – библиотеки из пособий по коррекции фонематического восприятия у детей.Мини проект «Составление описательных рассказов»Задачи: Формировать у детей навыка построения связного и целостного описательного рассказа. Развивать у детей логическое и образное мышление, наблюдательность. Формировать у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («фрукты», «овощи», «животные», «насекомые», «посуда» и т. п.). Совершенствовать знания детей об окружающей среде. Совершенствовать коммуникативные навыки детей. Повышать интерес родителей к коррекционному процессу. Повышать компетенцию воспитателей в данной области. Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный, долгосрочный, коллективный.Срок реализации: В течение учебного года.Содержание работы: Работа с детьми Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам. Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов.Работа с семьей Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в семье» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей). Работа с педагогами Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку». Практическое использование схем для составления описательных рассказов.Практический результат проекта Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях. Практическое использование схем для составления описательных рассказов. Пополнение мини – библиотеки.Мини проект «Очень важные маленькие слова»Задачи: Развивать грамматический строй речи. Формировать у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах. Развивать у детей интерес к родному языку. Повышать интерес родителей к коррекционному процессу. Повышать компетенцию воспитателей в данной области. Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный, долгосрочный, коллективный.Срок реализации: В течение учебного года. Содержание работы: Работа с детьми Знакомство детей с предлогами на коррекционных занятиях, непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и в специально организованных играх. Использование моделей предлогов. Составление предложений с заданным предлогом. Наблюдение за предлогами в русском языке. Участие в создании страничек копилки «Очень важные маленькие слова». Работа с семьей Консультация для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника». Периодическое заполнение в индивидуальной тетради ребенка странички «Очень важные маленькие слова» – рисунками моделей изучаемых предлогов.Работа с педагогами Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи. Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные маленькие слова» на каждый отрабатываемый учителем – логопедом на специальных занятиях предлог. Практическое использование пособий.Практический результат проекта Создание копилки «Очень важные маленькие слова». Практическое использование пособий в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей, на занятиях. Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации. Совместное с детьми изготовление пособий и куба «Очень важные маленькие слова».Мини проект «Многообразие слов»Задачи: Наблюдать за языковой действительностью, словами различных категорий. Формировать начальные представления о многообразии слов в русском языке. Развивать языковое чутье. Вовлекать родителей в поисковую деятельность детей. Формировать у детей интереса к родному языку. Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный, долгосрочный, коллективный/индивидуальный. Срок реализации: В течение учебного года. Содержание работы: Работа с детьми Знакомство детей с синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на коррекционных занятиях с применением дидактических игр. Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.Работа с семьей Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей. Консультация для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника». Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка).Работа с педагогами Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста». Практическое применение коллективно изготовленных пособий по обогащению словаря детей, помощь в их периодическом пополнении.Практический результат проекта Создание пособий: «Упрямые слова» (неизменяемые). «Слова – друзья» (синонимы). «Слова – наоборот» (антонимы). «Слова – близнецы» (паронимы). Пополнение мини – библиотеки из пособий. Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации. Мини проект «Трудные слова»Задачи: Формировать и совершенствовать слоговую структуру слов. Развивать фонематические процессы. Привлекать внимание родителей и педагогов к совместной работе по совершенствованию слоговой структуры слов у детей.Вид проекта: Практико – ориентированный, долгосрочный, индивидуальный/подгрупповой. Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы. Содержание работы:Работа с детьми Использование дидактических игр и упражнений для предупреждения нарушений слоговой структуры слов. Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем – на материале фразовой речи). Оформление обложки книжки «Трудные слова», постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.Работа с семьей Консультация для родителей «Непослушные слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова). Буклеты для родителей «Трудные слова». Помощь ребенку в оформлении книжки «Трудные слова», постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними. Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.Работа с педагогами Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей. Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста».Практический результат проекта Оформление книжки «Трудные слова». Пополнение мини – библиотеки. Ознакомление детей и родителей с результатами проекта. Мини проект «Веселая азбука»Задачи: Развивать способность восприятия образного графического изображения буквы. Вовлекать каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию «Веселой азбуки». Обучать отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. Воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе. Привлекать внимание родителей и педагогов к совместной работе по подготовке к обучению грамоте детей с недостатками речи. Вид проекта: Исследовательско – творческий, долгосрочный, коллективный. Срок реализации: В течение учебного года.Содержание работы:Работа с детьми Предварительная работа: использование развивающих игр и упражнений для усвоения образа букв. Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения. Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука». Работа с семьей Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала). Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).Работа с педагогами Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. Координация процесса творческой исследовательской деятельности. Помощь детям в поиске источников информации. Поддержка и поощрение активности детей.Практический результат проекта Итоговая выставка – презентация «Веселая азбука». Речевой праздник «В страну правильной речи». Прогноз возможных негативных последствий.Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. Отсутствие условий в проведении запланированного мероприятия. Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач. В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Решая в ходе проектирования различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи совершенствовали свои речевые возможности, тренировали языковые навыки и умения. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую речевому развитию, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа способствует эффективному, полноценному формированию речевого развития, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Список использованной литературы:Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе – журнал Логопед – № 5, 2005.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2 – е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – Арти. М., 2005.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда, 2 – е изд. М., 2007. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.