Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте.
Автор: Хмелёва Татьяна Викторовна

Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте.Исследовательская работаТема: «Откуда пришла книга и для чего она нужна людям?»Автор: Гартман Мария Алексеевна, 6 лет, подготовительная группа, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»Руководитель: Хмелева Татьяна Викторовна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» 2018г.СодержаниеВведение ……………………………………………………………………….41.Актуальность темы исследования ……………………………………….42.Объект и предмет исследования …………………………………………43.Цель исследовательской работы …………………………………………44.Задачи исследовательской работы ……………………………………….45.Гипотеза ……………………………………………………………………46.Методы исследования …………………………………………………….47. Теоретическое обоснование……………………………………………...58.Практическая значимость…………………………………………………5
  • Этапы исследования…………………………………………………………6
  • Интервью-опрос «Что такое книга?»…………………………………..6
  • Анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?»…………………………………………………………………6
  • Откуда пришла книга?............................................................................7
  • Как делают книги в наше время? ………………………………………7
  • Экскурсия в библиотеку, магазин,типографию………………………8
  • Гусеничка-Буквоешка…………………………………………………...8
  • Книжки-малышки своими руками…………………………………….9
  • Опыты с книгой………………………………………………………….9
  • Организуем «Книжкину больницу»……………………………………9
  • Ящик для макулатуры – первый вклад в сохранение лесов России…………………………………………………………………...10
  • Заключение ……………………………………………………………………10Прогноз………………………………………………………………………...11Список литературы……………………………………………………………12Приложения…………………………………………………………………...13Приложение №1……………………………………………………………….13Приложение №2……………………………………………………………….14Приложение №3……………………………………………………………….15Приложение №4……………………………………………………………….17Приложение №5………………………………………………………….........18Приложение №6……………………………………………………………….19Приложение №7……………………………………………………………….22Приложение №8……………………………………………………………….24Приложение №9……………………………………………………………….26Приложение №10……………………………………………………………...30Приложение №11……………………………………………………………...32 Введение.1.Актуальность темы исследования. В наши дни компьютеры завладели разумом человека. Дети перестали читать книги, а большую часть времени проводят в гаджетах. Я хочу привлечь внимание моих одногруппников, их родителей к книге. Я хочу, чтобы дети любили книги и тянулись к ним. Чтобы все понимали как хорошо, что существуют книги! 2.Объект и предмет исследования. Объект исследования - книга. Предмет исследования - необходимость книги в жизни людей.3.Цель исследовательской работы.Исследовать историю происхождения книги и ее роль в жизни человека.4.Задачи исследовательской работы.
  • Узнать историю происхождения книги.
  • Изучить процесс создания книги.
  • Определить роль книги в жизни людей.
  • Привлечение внимания к чтению книг, сохранению книг для будущих поколений.
  • 5.Гипотеза. Я могу предположить, что книга пришла к нам из далеких времен. Хочу узнать, где и как она впервые появилась. Попытаюсь найти ответ на вопрос, для чего книга нужна людям?6.Методы исследования.
  • Интервьюирование.
  • Анкетирование.
  • Опрос.
  • Эксперимент.
  • Изучение литературы.
  • Интернет-ресурсы.
  • Экскурсии.
  • Фотографирование.
  • 7. Теоретическое обоснование. Я часто задаю вопрос «Что такое книга? А зачем нужны книги?» Теоретическая значимость моего исследования заключается в определении роли книги в жизни людей.8. Практическая значимость. Мою работу могут использовать дети в детском саду. Провести такие же, а может и шире исследования о книге. Здравствуйте! Меня зовут Мария. Я хожу в детский сад в подготовительную группу. Я очень люблю книжки и уже умею читать. Меня всегда волновал вопрос «Что такое книга? Зачем она нужна?». Выяснилось, что многие дети в нашей группе хотят узнать ответ на этот вопрос. Поэтому я провела исследование на тему «Откуда пришла книга и зачем она нужна людям». (Приложение №1, стр.13)Книга – это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческого рода,Она рупор человеческой мысли.Мир без книги – мир дикарей.(Н.И.Морозов)1. Интервью-опрос «Что такое книга?». В начале своего исследования, я провела интервью-опрос с детьми своей группы. Я спросила у них «Что такое книга?». Мои одногруппники ответили: это предмет, бывает различной формы, там много страниц с буквами, могут быть картинки. Ее можно читать, рассматривать, слушать, когда тебе читают. Книга это где пишут писатели свои творения. С помощью книг мы можем читать о том, что было раньше. Книга помогает нам быть умными, с ней мы многое узнаем. Вывод: Книга – это молчаливый и верный друг. Она самый добрый и мудрый советник, самый терпеливый учитель. (Приложение №2 стр.14) 2. Анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?» Затем я провела анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?» Для этой анкеты я предложила ребятам смайлики: «веселый» - люблю читать, слушать; «грустный» - не люблю читать, слушать. Вывод: Результат меня обрадовал. Все дети нашей группы выбрали «веселый смайлик». А это значит - все они любят книги: читать, слушать, когда читают, рассматривать картинки в книгах. (Приложение №3 стр.15,16) 3. Откуда пришла книга? Далее я решила узнать, откуда пришла книга? Мы с Татьяной Викторовной посмотрели фильмы, презентации «Откуда пришла к нам книга?». Нашли информацию в энциклопедиях, интернете, поинтересовались у взрослых, обратились к работникам библиотеки. Книга появилась очень давно. Сначала книги писали палочками на пальмовых листьях, на костях животных, на тканях. Затем писать стали на восковых, глиняных табличках. А на Руси писали книги на бересте. Потом появился папирус, пергамент. И, наконец, бумага, которую изобрели в Китае. Вообще первые книги были рукописные, то есть их писали вручную. А напечатал книгу впервые в 1453 году Иоганн Гутенберг. На Руси первым книги печатал Иван Федоров в 1563 году. Вывод: Книга как человек имеет свою судьбу и свою историю. Чтобы дойти до наших дней в таком виде, как она сейчас существует, книга проделала большой путь от письма на пальмовых листьях до печатанья на бумаги. (Приложение №4 стр.17) 4. Как делают книги в наше время? Следующим этапом работы я изучила процесс изготовления книги в настоящее время. Начинается рождение книги еще в лесу. Лесорубы спиливают деревья, вывозят их из леса. Деревья привозят на бумажную фабрику, очищают от коры, распиливают, измельчают в опилки. Опилки варят, чтобы получилась масса похожая на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через валики. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные рулоны. Затем бумагу нарезают специальной машиной на листы нужного размера. Дальше писатель пишет рукопись, редактор редактирует рукопись. Художник рисует рисунки к ней. Дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги. И дальше она отправляется в типографию, где разные сложные машины помогают работникам печатать книги. Затем в готовом виде они поступают в магазины. Вывод: Процесс изготовления книги очень сложный. Я узнала, что в ее создании принимают участие много людей: писатель, редактор, художник, дизайнер, наборщик, печатник, переплетчик. (Приложение №5 стр.18) 5. Экскурсия в библиотеку, магазин, типографию. Изучив происхождение книги, процесс ее изготовления, я узнала, посетив типографию, как печатаются книги. Много книг можно найти в библиотеке. Библиотека – это хранилище разных книг. Можно купить книги в книжном магазине. Можно найти дома или попросить у друзей. Вывод: Если хочешь найти какую-нибудь книгу для чтения – сходи в библиотеку, можно купить в магазине, найти дома или у друзей. (Приложение №6 стр.19,20,21) 6. Гусеничка-Буквоешка. Так как я люблю читать, мы с Татьяной Викторовной завели в нашей группе Буквоешку. Буквоешка – это гусеница. У нее есть места, где можно прикрепить буквы и составить слова, прочитать их. Я со своими друзьями очень люблю заниматься с ней. Вывод: Если хочешь научиться читать, приходи к нам в группу. Наша Буквоешка поможет тебе. Ведь научиться читать книги самому – это так здорово! (Приложение №7 стр.22,23) 7. Книжки-малышки своими руками. Когда узнаешь много интересного о книгах, возникает желание самому попробовать написать книгу. Но мы еще маленькие, поэтому можем выпускать только книжки-малышки или книжки-самоделки. Мы попробовали себя в роли писателей, художников, дизайнеров. Вывод: Книжки можно выпускать самим, например, в группе, в детском саду. Это очень увлекательно и интересно. Такие книги можно подарить кому-нибудь на день рождение, праздник. Ведь подарок, сделанный своими руками приятно получать. (Приложение №8 стр.24,25) 8. Опыты с книгой. Когда попробуешь сам делать книгу, еще больше начинаешь ее ценить. Ведь над созданием книг трудиться большое количество людей. Татьяна Викторовна провела с нами несколько опытов. Мы рисовали на бумаге, пробовали ластиком стереть наши рисунки, брали ее грязными руками, мяли и рвали листы бумаги. Так некоторые дети также обращаются с книгами. Вывод: Мы теперь знаем, что книги надо беречь. Читать и смотреть книгу можно только чистыми руками, не есть во время еды, так мы можем испачкать книгу. Хранить книги необходимо на своих местах. В своей группе я раздала ребятам памятки правильного обращения с книгой. (Приложение №9 стр.26,27,28,29) 9. Организуем «Книжкину больницу». Следующим этапом работы, мы решили проверить состояние книг в группах нашего детского сада. И нашли «больные книги». Чтобы их вылечить, в нашей группе открыта «Книжкина больница». Я и дети нашей группы принимаем на ремонт «больные» книги. Ремонтируем их, приводим в порядок. Вывод: Если увидел в саду, у друзей, в библиотеке «больную» книжку – «Помоги ей!» Не можешь сам справиться, позови на помощь взрослых. (Приложение №10 стр.30,31) 10. Ящик для макулатуры – первый вклад в сохранение лесов России. Для сохранения деревьев в лесах, которые используются для изготовления бумаги и производства книг, в нашей группе есть ящик для сбора макулатуры. В него мы собираем ненужную у нас в группе бумагу: исписанные и изрисованные листочки, обрезки от аппликации, ненужные картонные коробки. Одним словом все, что сделано из бумаги. В конце года мы планируем сдать макулатуру. Вывод: Надеемся, что так мы сохраним, хотя бы одно дерево. А наша макулатура пойдет на производство бумаги для книг, журналов, газет.(Приложение №11 стр.32) Заключение. В результате своего исследования я узнала историю происхождения книги. Изучила процесс ее изготовления. Я поняла, какой длинный путь проделала книга, дойдя до нас. У каждой книги есть своя судьба. Теперь я знаю, сколько людей участвует в производстве книг. Умею сама ремонтировать книги, научилась беречь их, в нашей группе у детей появился интерес к книгам. Гипотеза моего исследования подтвердилась: действительно книга пришла и далеких времен; книги помогают нам в жизни: они учат, воспитывают, это наши друзья и советчики.Книга – учитель,Книга – наставница,Книга – близкий товарищ и друг.Ум, как ручей, высыхает и старится,Если ты выпустишь книгу из рук.Книга – советчик,Книга – разведчик,Книга – активный борец и боец,Книга – нетленная память и вечность.Спутник планеты Земля, наконец...(В.Боков) Прогноз. В будущем я хочу продолжить свое исследования о книгах. Думаю изучить, какие книги любят читать дети? Попробую изучить творчество писателей, поэтов. В процессе исследования я узнала, что есть много праздников, связанных с книгой. Так же планирую изучить, что это за праздники.Список литературы:1. Артоболевский И. энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М.: Педагогика, 1976 – с.56-60.2. Гулидова Т. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2016 – с.23-37.3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.; Детская литература, 1987 – с.1-24.4. Зубков Б. Книжка про книжку. – М.: Малыш, 1984 – с.24.5. Костюченко М. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2016 – с.137.6. Менщикова Л. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.8. Прохорова Л. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: мет.рекомендации. – М.: АРКТИ, 2003 – с.22.9. Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 – с.4-10.7.Шалаева Г. энциклопедия «Все обо всем». – М.: Компания «Ключ», Филологическое общество»Слово» ТКО АСТ, 1995 –Т.8,9 - с.35,169,195.Интернет-ресурсы:
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad
  • http://ped-kopilka.ru