Конспект занятия по развитию речи в 1 классе «Путешествие в зимнюю сказку»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию речи в 1 классе «Путешествие в зимнюю сказку»
Автор: Шешукова Наталия Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в 1 классе «Путешествие в зимнюю сказку»Шешукова Наталия Сергеевна, учительЦель: уточнение и расширение представлений детей о зиме.Задачи.Коррекционно-образовательные:Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи.Коррекционно-развивающие:Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.Коррекционно-воспитательные:Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитания любви к природе.
  • Организационный момент.
  • А) Наш девиз: - Настроение у нас? - Отличное! - А улыбки? - Дело привычное! -Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!(Повернулись, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям и поприветствовали их) Б) Упражнение «Волшебная снежинка»: передавая снежинку по кругу, сказать добрые пожелания друг другу;В) Психологический настрой:- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.» 2. Артикуляционная разминка. А) Вместе с детьми: - Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать Так чётко и так ясно, Чтоб было всем понятно. Б) Артикуляционная гимнастика с Дракончиком; В) Дыхательная гимнастика «Снежинки»-Пока мы с вами разминались, на улице пошел cнег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? ( Легкие, белые, красивые, резные.)(У каждого ребенка на столе снежинка на ниточке).- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губу трубочкой и дуйте на снежинки.Ой летят, летят снежинки -Белоснежные пушинки. Это зимушка-зима Рукавами повела. Все снежинки закружила И на землю опустила. - Молодцы! Покружились снежинки и улетели.3. Актуализация знаний.А) Отгадывание загадки:Наступили холода,Обернулась в лед вода, Длинноухий заяц серыйОбернулся зайцем белым.Перестал медведь реветь –В спячку впал в бору медведь.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Зимой).Б) Закрепление временных представлений (работа с демонстрационным материалом «Времена года »)- Правильно, а когда наступает зима?-Какому цвету на схеме соответствует время года – зима? Почему?- Назовите зимние месяцы.- Какой сейчас по счету месяц зимы? Какое число?- Ребята, скажите, зима - она какая? (холодная, снежная, морозная, долгая, суровая, веселая, красивая, вьюжная).- Какими словами можно ласково назвать зиму?- Зимушка.-Какой сегодня день недели?-Назовите все части суток. Какое сейчас время суток?3. Основная часть.Релаксация «Зимний лес»(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок»)-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный сказочный зимний лес, на волшебную полянку. Закрыли глаза, расслабились. Как хорошо зимой в лесу. Зимой лес выглядит сказочно, он завораживает своей красотой. Здесь царит тишина, которая может быть только в лесу. И легонько падает снег. Мы идем по узенькой заячьей тропинке друг за другом. Легкий ветерок качает верхушки деревьев. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. По волшебной тропинке мы выходим на красивую полянку. Вокруг на полянке сказочной красоты кусты и пенечки, все накрытые шапками белого снега. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». И вот мы оказались в сказочном зимнем лесу.(Изображение зимнего леса). Создание проблемной ситуации-Ребята, отгадайте загадку Она внучка Дед Мороза —Ниже пояса коса.И послушна, и пригожа —Ненаглядная краса.Шубка искрами играет,Красотой своей пленяет.Матушки Зимы дочурочка…Как зовут её?..(Снегурочка)-В нашем сказочном лесу мы с вами встретили Снегурочку. Посмотрите, какая она?-А что Снегурочка держит в руках? (конверт)-Как вы думаете, что в нём?-Давайте откроем его и прочитаем письмо!Письмо: Здравствуйте, ребята! Мой друг и помощник Снеговик попал в беду! Злая волшебница Пурга устроила в зимнем лесу настоящий беспорядок! А в это время Снеговик нёс ёлочку для новогоднего детского праздника. Он попал в сильную снежную бурю и развалился! Чтобы помочь Снеговичку, вам, ребята, нужно выполнить задания. Задания сложные, но интересные.-Ребята, вы готовы помочь Снеговику? Первое задание «Волшебная шкатулка»- Перед вами волшебная шкатулка. Соберите в неё “зимние слова”, т.е. явления, которые характерны для зимыСлова: снегопад, дождь, снег , листопад, метель, роса, лёд, гроза, молния, сугроб.-Сколько слогов в словах снег, сугроб, снегопад?С какого звука начинается слово снег? Сугроб? Второе задание «Отгадай ребус»По первым звукам слов отгадайте слово, спрятанное в ребусе.Слон - аист - носки - кошка - ирис. (Санки)Зебра - ива - машина - аист. (Зима)Мост - оса - радуга - осина - зонт. (Мороз)-Давайте проговорим слово мороз громко - тихо - очень тихо.Мороз – громко. Мороз – тихо. Мороз - очень тихо.-Молодцы, ребята! Вы справились с первыми заданиями и помогли Снеговику скатать первый, самый большой ком. Су-джок терапия. (Пальчиковая гимнастика)-Теперь давайте согреем наши пальчикиНа поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/И катались по траве, /катать вперед – назад/От хвоста и к голове.Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/«С добрым утром!» - им сказали.Стала гладить и ласкатьВсех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/ Третье задание «Доскажи словечко»Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю … (снег).С неба звёздочки летятИ на солнышке блестят.Точно в танце балеринки,Кружатся зимой…(снежинки).На поселки, на лужок Выпал беленький … (снежок).Вот веселье для ребят -Все сильнее (снегопад).Словно белый пуховикНарядился … (снеговик).Речку заковал мороз,Поработал он всерьез!Я помчался вдоль реки,Режут лёд мои…(коньки)Кто на праздник Новый годНам подарки раздаёт?У него есть красный нос.Это Дедушка… (Мороз)Четвёртое задание: игра со снежком «Назови ласково»Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”Пятое задание «Скажи наоборот»Летом дни жаркие, а зимой …..(холодные)Летом небо светлое, а зимой …..(тёмное)Летом день длинный, а зимой ……(короткий)Летом солнце светит ярко, а зимой ….(тускло)Весной лед на реке тонкий, а зимой….(толстый)Снег-мягкий, а лёд-…..(твёрдый)Одни сосульки-длинные, а другие - ……(короткие)Шестое задание «Составь словосочетание»Из разбросанных слов нужно составить словосочетания:-Молодцы! Справились со всеми заданиями! Вот наш Снеговик и готов! Динамическая пауза.Лепим мы снеговика из пушистого снежка. (имитация лепки снежков)Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)Ком второй чуть-чуть поменьше, (чуть-чуть поменьше разводя руки)Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)Нос – морковка, а глаза – два весёлых уголька. (показывают нос, глаза)Всё, готов наш снеговик, у него довольный вид.Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)Веселит он всех детей. (улыбаются)Снеговик вдруг оживает и ребяток догоняет.4. Итог. Рефлексия. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, помогли Снеговику. Снегурочка благодарит вас, ребята, и хочет вручить вам сладкие подарочки и раскраски!- Понравилось ли вам наше путешествие?-Если вам понравилось путешествие и вы справлялись со всеми заданиями– прикрепите на доску рядом со Снеговиком голубую снежинку; если вам понравилось занятие, но вы иногда затруднялись, то разместите зелёную снежинку, если путешествие показалось вам скучным, а все задания- трудными, то прикрепите на доску розовую снежинку.-Что особенно понравилось на этом занятии?