Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.
Автор: Романцова Гелена Александровна
Романцова Гелена Александровна воспитатель ГБОУ Шебекинская гимназия –интернат г. Шебекино, Белгородская область
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.
Аннотация: тема информационных технологий нова в направлении использования их в образовательном процессе. О введении информационных технологий заговорили в последние годы, но новое тысячелетие называют информационной эпохой и она ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести занятие, классный час с использованием ИКТ, так как теперь ему представилась возможность сделать внеклассные занятия более яркими и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для усовершенствования процесса воспитания: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Применение этих технологий в воспитательном процессе объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса воспитанниц, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью воспитательного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между педагогом и воспитааницей складываются “субъект-субъектные” отношения. Педагог
часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Всё вышеизложенное показывает актуальность использования ИКТ в процессе формирования у воспитанниц мотивации к здоровому образу жизни.
Ведущей педагогической идеей сегодня является направление выбора детей к принятию здорового образа жизни через признание их права иметь полезные идеи и взгляды на самих себя, уважение детей как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него, в использовании таких подходов, которые помогали бы понять, как дети видят мир.
Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формулировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность помогает понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. Инструментом работы является сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнерском взаимодействии детей и педагога через использование информационно-коммуникативных технологий.
Диапазон деятельности педагога охватывает систему часов общения по формированию здорового образа жизни, общешкольных мероприятий. тематических бесед. Внеурочную деятельность учащихся (как реализация творческих способностей воспитанниц через создание и представление электронных ресурсов, подготовку и участия в различных конкурсах и проектах)
Из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Исходя из этого, здоровый образ жизни можно определить как ин-
дивидуальную систему поведения человека, обеспечивающее ему физическое, духовное и социальное благополучие.
Здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека, которая способствует его безопасности и благополучию в жизни. Формирование эффективной системы здорового образа жизни происходит в процессе познания окружающего мира, в динамике его развития, познания себя в нем, при выработке нравственных жизненных ориентиров и установок.
Формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни имеет свою специфику. Оно основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения школьников, способствующему сохранению здоровья.
В качестве основных принципов выступают три группы:
Системно-структурные (непрерывность, конкретность и доступность, многоаспектность);
Социальные (деловитость, активная инициатива, выработка индивидуальных и социальных установок);
Психологические (правдивость, доверие, поддержка и стимулирование, адресность);
В целях совершенствования форм и методов организации воспитательного процесса по формированию здорового образа жизни целесообразно применяю метод создания презентаций, видеоуроков, бесед и часов общения с использованием ИКТ, который ориентированы на самостоятельность, творческую активность подростков и дает возможность ощутить свою социальную значимость, получить опыт взаимодействия со сверстниками.
Использование информационных технологий в воспитательном процессе активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельности, творчеству. Педагог заботится о том, чтобы каждая воспитанница работала активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Ведь в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина познавательный интерес выступает как цель воспитания, как средство формирования личности.
Тема информационных технологий нова в направлении использования их в образовательном процессе. О введении информационных технологий заговорили в последние годы, но новое тысячелетие называют информационной эпохой и она ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить воспитанниц к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего
образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых педагогм. Разнообразие форм работы делает процесс воспитания более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные воспитанницами знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому в своей работе по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:
просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;
мультимедийные презентации;
тематические беседы;
конкурсы мультимедийных проектов.
Формированию здорового образа жизни воспитанниц в полной мере способствует организация внеурочной деятельности. В связи с этим в нашей гимназии систематически проводятся мероприятия по формированию здорового образа жизни, в рамках которых организуются внеклассные занятия : тематические дни здоровья, конкурсные программы, конкурс стенгазет, плакатов, рисунков, трудовые операции, акции, защита проектов и др.)
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в сохранении здоровья. Реализуя программу по формированию здорового образа жизни я провела классный час с использованием презентации Курить – здоровью вредить. Подготовка к классному часу осуществлялась следующим образом:
1. Перед воспитанницами я поставила проблемный вопрос: Почему курение вредно?
2. Девочкам было предложено самостоятельно выбрать роль для себя (Медики, Историк, Социолог, Химик, Ботаник). Этот выбор был по желанию.
3. Каждой воспитаннице было необходимо собрать информацию по своей теме (по возможности с иллюстрациями).
4. Следующий этап работы – размещение собранной информации на слайдах (было решено сгруппироваться и оказать друг другу посильную помощь).
5. Создание общей работы и её .
Нужно отметить тот факт, что мои воспитанницы участвовали не только в создании презентации, но и выполняли ещё дополнительные задания: подготовить сценку по теме Не обижай своё здоровье, Муха-цокотуха (по возможности приготовить несложные костюмы). Нужно также отметить, что помощь со стороны родителей сводилась к минимуму.
Слайды презентации, выведенные на большой экран, помогли детям ответить на вопрос: Почему курение вредно? Что значит быть здоровым? Дети с большой радостью, энтузиазмом, активностью представили на суд зрителей свой проект.
Осень плодотворным оказался и конкурс презентаций на тему Пирсинг и тату. Красиво или опасно? Воспитанницам было дано задание подготовить видеоряд изображений последствий пирсинга и татуажа. Причём победительницей становилась та, чей видеоряд оказался самым впечатляющим.
Актуальной на данный момент считаю тему здорового питания. воспитание культуры питания, получение широкой информации об употребляемых в современном обществе продуктах. Так мною был проведен ряд часов общения с использованием видеофильмов на темы Влияние энергетических напитков на подростковый организм, Вредная пятёрка и полезная десятка, Эти безобидные курительные смеси, Детки в пивной клетке.
Но вместе с тем воспитанницы проинформированы о вреде чрезмерного увлечения компьютером, интернетом; о нанесении вреда физическому и психическому здоровью молодого человека (час общение Страдания от кибермании).
Не секрет, что нарушения зрения присущи большинству современных подростков. Причин тому масса: влияние телевидения, компьютеров,мелкий шрифт в текстах телефонов, ноутбуков, планшетов, электронных книг. большой объём учебной информации, переутомление и т.д. В своей работе по профилактике нарушения зрения, для релаксации во время самоподготовки я активно использую видеотренажёр, выводя изображение через проектор на большой экран. Что позволяет охватить весь контингент воспитанниц.
Самая интересная форма использования ИКТ классным воспитателем – это ведение фотоархивов, проведение творческих отчетов о посещении, как культурных учреждений, так и отчетов об обычных днях учебы. Собранные фото- и видеоматериалы я использую и для создания специальных интерактивных альбомов для выпускников.
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. ИКТ позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными. ИКТ прекрасно вписывается в содержание внеклассного мероприятия. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с воспитанницами, сделать их более творческими.
Список литературы
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
//М., - 2008. 336 с.
Беспалько В.П. Персонифицированное образование. // Педагогика. /
М., - 2008, №2. С. 12-17.
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в
эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, -
2005. 220 с.
Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический ас пект проблемы. // М.: Наука, - 2007, 255 с.
Формирование здорового образа жизни российских подростков Для классных руководителей 5 – 9 кл.: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманита. изд.центр ВЛАДОС, 2002.;
Здоровье детей №4 (254) 2004 года.: Методическая газета для учителей, приложение к газете Первое сентября
Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: пособие для работы с учащимися 7 – 8 кл. – М.: Просвещение, 2003.
Макеева А.Г. Не допустить беды: 15 ответов на трудные вопросы: пособие для работы с учащимися 10 –11 кл. – М.: Просвещение, 2003.
Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: пособие для работы с учащимися 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2003.
Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2003.
HYPER13PAGE HYPER15