«УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Автор: Свитич Елена Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Навлинская СОШ № 1» Программа«УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» МБОУ НСОШ № 1на 2016- 2020 годыпрограмму разработала Е.А.СвитичОГЛАВЛЕНИЕОбоснование необходимости реализации программы Актуальность Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в НСОШ№1 Анализ внешних и внутренних факторов анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития НСОШ№1 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена ПрограммаРесурсы НСОШ№1, поддерживающие реализацию ПрограммыСтратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровьяКонцептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы; Стратегические цели программы; Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении. Условия (организационные механизмы) реализации Программы Организационно-функциональная модель реализации Программы Финансово-экономическое обоснование реализации Программы План мероприятий ПрограммыЭтапы и сроки реализации программыОжидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).Методика оценки эффективности реализации программы.Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.Основные термины и понятия программы. Приложение1 Нормативно-правовая и документальная основа Программы Приложение 2.. Здоровье школьников НСОШ№1 Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫАКТУАЛЬНОСТЬАктуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации , в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования 2011-2020 гг. По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.Результаты медицинского осмотра учащихся НСОШ№1свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно сосудистые; (Приложение 2). Программа «Здоровье» НСОШ№1 НСОШ№1- это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ГОУ № 1В НСОШ№1– большой опыт по здоровьесберегающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающии технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.В школе реализуется целевая программа «Здоровье», в начальной школе – «Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;осуществление мониторинга здоровья учащихся;реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;организация рационального питания (Приложение 3);создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне. Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции. Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в НСОШ№1уделяется значительное внимание.В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью. Кроме того, в школе ведется работа социального характера:Диагностические мероприятия:- составление социального портрета школы (классов);- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.Профилактические мероприятия:- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения - проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесберегающего характера. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММАПроведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:сохранение и укрепление физического здоровья детей;проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей мигрантов;формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).проблемы улучшения материально-технической базыДля решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей. Решение данных проблем в ГОУ №1 возможно, благодаря разработанной НСОШ№1программе «Здоровье» направленной на создание здоровьесберегающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсберегающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесберегающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий. Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность ОУ.РЕСУРСЫ НСОШ№1, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫРесурсы- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,- развитие службы здоровья ОУ,- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.Кадровые ресурсыВ школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. 98% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 4 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на курсах повышения квалификации в БИПКРО. В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник, школьный библиотекарь и классные руководители.Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.Материально-технические ресурсыВ школе имеется оборудованный спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет; компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет социального педагога.В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 3 кабинета иностранного языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая. Методические ресурсы.К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающие технологий. Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫСоздание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙВыявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУСоздание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьниковПостроение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫНОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫНормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детейНОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫНормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:Конвенция о правах ребенкаЗаконы и подзаконные акты Российской ФедерацииЗакон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»«Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСистема физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. В школе работают оснащенные спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.