«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ»
Автор: Красно Юрий Яковлевич
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ»Возраст детей: 10-17 лет.Срок реализации программы: 2 года.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Пояснительная записка2. Условия реализации3. Описание форм и методов проведения занятий4. Разделы программы5.Годовой план тренировок ( 1 полугодие).6.Годовой план тренировок ( 2 полугодие).7. Критерии и формы оценки качества знаний8.Контрольно – переводные нормативыПояснительная запискаВ общей системе физического развития человека, физическое воспитание ребенка занимает очень важную роль. Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.Национальные виды спорта в нашей республике являются самыми популярными и в настоящее время ими занимаются не только в сельской местности, но и в городах. Благодаря своей популярности и простоте организации занятий национальные виды спорта служат важным фактором массового спортивного движения в республике. Многие мастера продолжают расширять границы рекордных метров еще дальше, красотой своих полетов вовлекать все больше юных талантливых спортсменов к занятиям национальным прыжкам. Сегодня якутские прыжки стали популярными на международном уровне, благодаря включению в программу Международных спортивных игр «Дети Азии» и в программу чемпионатов России по легкой атлетике. При этом правильная организация учебно-тренировочного процесса, средств и методики развития силовых качеств способствует к повышению уровня, мастерства, престижа национальных прыжков не только в Республике Саха (Якутия), но и привлечет интерес к занятиям этим видом спорта других субъектов Российской Федерации.Применение средств силовой подготовки, используемых в подготовительном периоде, окажет положительное влияние на воспитание силовых качеств учащихся по национальным прыжкам. Большинство рекомендаций по использованию средств и методов силовой подготовки учащихся по национальным прыжкам может быть внедрено в практику подготовки спортсменов по национальным прыжкам.Практика показывает, что дети с большим удовольствием занимаются началами различных видов спорта. При обучении необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту. Цель программыСодействие всестороннему развитию, укреплению здоровья, закаливанию растущего организма;Воспитание нравственных и волевых качеств и культуры поведения;Вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями по избранному виду спорта, обучение важнейшим двигательным навыкам;Развитие у учащихся основных физических качеств, привитие интереса к повседневным занятиям спортом, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.Познакомить с национальными якутскими играми;Воспитание интереса и любви к культуре народа Саха.Задачи:- Группа начальной подготовки:Привитие учащимся интереса к легкой атлетике и национальным видам спорта.Воспитание трудолюбия в процессе учебно – тренировочных занятий.Укрепление здоровья и улучшение физического развития.Закаливание организма.Достижение разносторонней физической подготовленности (быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости).Подготовка к выполнению нормативов комплекса «Эрэл».Обучение основам техники национальных прыжков.Ознакомление с правилами соревнований.Приобретение опыта участия в соревнованиях.Обучение самостоятельному ведению борьбы во время соревнований.Приобретение минимума знаний в области гигиены, умения оценивать свое физическое состояние, правильно организовать свой режим дня. - Учебно – тренировочная группа:Дальнейшее укрепление здоровья и улучшение физического развития.Закаливание организма.Повышение уровня разносторонней физической, функциональной и технической подготовленности.Приобретение необходимых теоретических знаний для успешного совершенствования в избранном виде спорта.Формирование психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности спортсмена.Выполнение нормативов комплекса «Эрэл».Приобретение соревновательного опыта, приобретение навыков в организации и практическом судействе соревнований по легкой атлетике и национальным прыжкам.2.Условия реализации программыДанная программа была создана на базе Центра дополнительного образования детей города Удачного. Программа рассчитана на два года обучения. Программа имеет цикличный характер: она может повторяться, претерпевая при этом некоторые изменения.Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 17 лет. Она призвана помочь ребятам в формировании их жизненной позиции для дальнейшего самостоятельного выбора жизненного пути. 3.Описание форм и методов проведения занятий. Подготовительный период: Развиваются физические качества, необходимые спортсмену – сила, выносливость, гибкость, быстрота, координация, ловкость. Совершенствуются морально – волевые качества. Большое внимание уделяется закреплению техники, ознакомлению элементов тактики, повышению уровня знаний в области теории, привитие навыков личной гигиены, умение вести дневник самоконтроля. Соревновательный период: Дальнейшее поддержание уровня ОФП и СФП, совершенствование техники и тактики, достижение высокого уровня тренированности, спецподготовка к участию в соревнованиях.Переходный период: Поддержание достигнутого уровня ОФП, активный отдых – занятия другими видами спорта (летний лагерь – спортивные и подвижные игры, походы, плавание.)Последовательность обучения технике национальных прыжков.Обучение технике бега на короткие дистанции, выработка скорости и скоростной выносливости.Создание у занимающихся представления о технике выполнения якутских национальных прыжков.Ознакомление с понятием «разбег», «отталкивание», «фаза полета», «приземление».Показ и объяснение основных элементов техники выполнения прыжковПоказ техники выполнения якутских прыжков целиком и их выполнение.Физическая и функциональная подготовка, создание необходимой координации движения у занимающихся. Силовая и прыжковая подготовка.Обучение технике выполнения прыжка по элементам: разбег – отталкивание – полет – приземление.Обучение технике выполнения прыжка в целом, совершенствование техники, участие в соревнованиях. 4. Содержание программы:1. Общая физическая подготовка (ОФП) . Направлена на укрепление здоровья, укрепление опорно – двигательного аппарата, улучшение подвижности суставов, эластичности мышц, ловкости, координации движений, на развитие сердечно- сосудистой системы, повышение работоспособности. Для решения этой задачи используются разнообразные физические упражнения, выполняемые в различных положениях, на месте, в движении, с наклонами, поворотами, с предметами и без, с партнером, группами. К ОФП относятся – легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика, акробатика, лыжная подготовка, национальные виды спорта, плавание, нетрадиционные виды и т.д.2. Специальная физическая подготовка (СФП) . Направлена на развитие физических качеств, необходимых для избранного вида прыжка. Упражнения должны соответствовать характеру выполнения прыжков. Например:«кылыы» - больше упражнений, связанных со скачками подряд для обеих ног,«ыстана» - попеременные прыжки,«куобах» - прыжки на двух ногах. Методика применения специальных упражнений и их дозировка зависит от уровня физической и технической подготовленности, должна быть строго индивидуальной в зависимости от возраста, мастерства. СФП направлена на развитие быстроты и прыгучести, силы, гибкости, координации, ловкости и овладению техникой.3. Беговая подготовка. Направлена на развитие скоростной выносливости, на повышение скорости бега, на построение быстрого, стабильного разбега.4. Прыжковая подготовка. Направлена на овладение рациональной техникой прыжков, определение прыгучести.Определение эластичности мышц. А) прыжок вверх с места толчком 2 –х ног сгибая – разгибая ноги. Б) то же, но из положения колени согнуты под углом 90 (отметка рукой на стене , щите). Большая разница высоты А над б характеризует лучшую эластичность.Способность в горизонтальных прыжках оценивается по улучшению результатов прыжков, с ноги на ногу «шагах» и на одной ноге «скачках» (на толчок и мах) с разбега 2-4-6-8 б. ш.Основным показателем оптимальных нагрузок должно быть улучшение показателей в избранных контрольных прыжках упражнениях в конце каждой 2-3 недели тренировок.5. Скоростно- силовая подготовка. Направлена на развитие быстроты, силы в трех направлениях: скоростное, скоростно-силовое, силовое.6. Теоретическая подготовка.История развития легкой атлетики в мире.История развития национальных видов спорта в Республике Саха.Гигиена спортсмена и режим дня.Ведение дневника самоконтроля.Участие спортсменов в соревнованиях.История Спартакиад Манчаары и Спортивных Игр народов Республики.Общая характеристика тренировок.Правило и судейство соревнований.Просмотр видеоматериаловПримерные комплексы упражнений. Специальные упражнения: Взрывные и глубокие отталкивания от 100 до 200 – 300 раз(включаются в тренировку еженедельно по 2-3 дня с положения сидя, с колена, стоя, лежа). Годовой план тренировок ( 1 полугодие). Годовой план тренировок (2 полугодие). Расписание занятий. Распределение часов Группа: начальная подготовка Группа: УТГ- 1 Группа: УТГ- 2 7.Контрольно – переводные нормативы Общее физическое развитие 8.Контрольно – переводные нормативы Специальное физическое развитиеКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(1 группа, 5-7 классы)КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(2 группа, 8-9 классы)КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(3 группа, 10-11 классы)