«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ»
Автор: Красно Юрий Яковлевич

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ  «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ»Возраст детей: 10-17  лет.Срок реализации программы: 2 года.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Пояснительная записка2. Условия реализации3. Описание форм и методов проведения занятий4. Разделы программы5.Годовой план тренировок ( 1 полугодие).6.Годовой план тренировок ( 2 полугодие).7. Критерии и формы оценки качества знаний8.Контрольно – переводные нормативыПояснительная запискаВ общей системе физического развития человека, физическое воспитание ребенка занимает очень  важную роль. Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.Национальные виды спорта в нашей республике являются самыми популярными и в настоящее время ими занимаются не только в сельской местности, но и в городах. Благодаря своей популярности и простоте организации занятий национальные виды спорта служат важным фактором массового спортивного движения в республике. Многие мастера продолжают расширять границы рекордных метров еще дальше, красотой своих полетов вовлекать все больше юных талантливых спортсменов к занятиям национальным прыжкам. Сегодня якутские прыжки стали популярными на международном уровне, благодаря включению в программу Международных спортивных игр «Дети Азии» и в программу чемпионатов России по легкой атлетике. При этом правильная организация учебно-тренировочного процесса, средств и методики развития силовых качеств способствует к повышению уровня, мастерства, престижа национальных прыжков не только в Республике Саха (Якутия), но и привлечет интерес к занятиям этим видом спорта других субъектов Российской Федерации.Применение средств силовой подготовки, используемых в подготовительном периоде, окажет положительное влияние на воспитание силовых качеств учащихся по национальным прыжкам. Большинство рекомендаций по использованию средств и методов силовой подготовки учащихся по национальным прыжкам может быть внедрено в практику подготовки спортсменов по национальным прыжкам.Практика показывает, что дети с большим удовольствием занимаются началами различных видов спорта. При обучении необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту. Цель программы
  • Содействие всестороннему развитию, укреплению здоровья, закаливанию растущего организма;
  • Воспитание нравственных и волевых качеств и культуры поведения;
  • Вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями по избранному виду спорта, обучение важнейшим двигательным навыкам;
  • Развитие у учащихся основных физических качеств, привитие интереса к повседневным занятиям спортом, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
  • Познакомить с национальными  якутскими играми;
  • Воспитание интереса и любви к культуре народа Саха.
  • Задачи:- Группа начальной подготовки:
  • Привитие учащимся интереса к легкой атлетике и национальным видам спорта.
  • Воспитание трудолюбия в процессе учебно – тренировочных занятий.
  • Укрепление здоровья и улучшение физического развития.
  • Закаливание организма.
  • Достижение разносторонней физической подготовленности (быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости).
  • Подготовка к выполнению нормативов комплекса «Эрэл».
  • Обучение основам техники национальных прыжков.
  • Ознакомление с правилами соревнований.
  • Приобретение опыта участия в соревнованиях.
  • Обучение самостоятельному ведению борьбы во время соревнований.
  • Приобретение минимума знаний в области гигиены, умения оценивать свое физическое состояние, правильно организовать свой режим дня.
  •       - Учебно – тренировочная группа:
  • Дальнейшее укрепление здоровья и улучшение физического развития.
  • Закаливание организма.
  • Повышение уровня разносторонней физической,  функциональной и технической подготовленности.
  • Приобретение необходимых теоретических знаний для успешного совершенствования в избранном виде спорта.
  • Формирование психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности спортсмена.
  • Выполнение нормативов комплекса «Эрэл».
  • Приобретение соревновательного опыта, приобретение навыков в организации и практическом судействе соревнований по легкой атлетике и национальным прыжкам.
  • 2.Условия реализации программыДанная программа была создана на базе Центра дополнительного образования детей города Удачного. Программа рассчитана на два года обучения. Программа имеет цикличный характер: она может повторяться, претерпевая при этом некоторые изменения.Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 17 лет. Она призвана помочь ребятам в формировании их жизненной позиции для дальнейшего самостоятельного выбора жизненного пути. 3.Описание форм и методов проведения занятий. Подготовительный период: Развиваются физические качества, необходимые спортсмену – сила, выносливость, гибкость, быстрота, координация, ловкость. Совершенствуются морально – волевые качества. Большое внимание уделяется закреплению техники, ознакомлению элементов тактики, повышению уровня знаний в области теории, привитие навыков личной гигиены, умение вести дневник самоконтроля. Соревновательный период: Дальнейшее поддержание уровня ОФП и СФП, совершенствование техники и тактики, достижение высокого уровня тренированности, спецподготовка к участию в соревнованиях.Переходный период: Поддержание достигнутого уровня ОФП, активный отдых – занятия другими видами спорта (летний лагерь – спортивные и подвижные игры, походы, плавание.)Последовательность обучения технике национальных прыжков.
  • Обучение технике бега на короткие дистанции, выработка скорости и скоростной выносливости.
  • Создание у занимающихся представления о технике выполнения якутских национальных прыжков.
  • Ознакомление с понятием «разбег», «отталкивание», «фаза полета», «приземление».
  • Показ и объяснение основных элементов техники выполнения прыжков
  • Показ техники выполнения якутских  прыжков целиком и их выполнение.
  • Физическая и функциональная подготовка, создание необходимой координации движения у занимающихся. Силовая и прыжковая подготовка.
  • Обучение технике выполнения прыжка по элементам: разбег – отталкивание – полет – приземление.
  • Обучение технике выполнения прыжка в целом, совершенствование техники, участие в соревнованиях.           
  • 4. Содержание программы:1.     Общая физическая подготовка (ОФП) . Направлена на укрепление здоровья, укрепление опорно – двигательного аппарата, улучшение подвижности суставов, эластичности мышц, ловкости, координации движений, на развитие сердечно- сосудистой системы, повышение работоспособности.     Для решения этой задачи используются разнообразные физические упражнения, выполняемые в различных положениях, на месте, в движении, с наклонами, поворотами, с предметами и без, с партнером, группами.    К ОФП относятся – легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика, акробатика, лыжная подготовка, национальные виды спорта, плавание, нетрадиционные виды и т.д.2.     Специальная физическая подготовка (СФП) . Направлена на развитие физических качеств, необходимых для избранного вида прыжка. Упражнения должны соответствовать характеру выполнения прыжков. Например:«кылыы» - больше упражнений, связанных со скачками подряд для обеих ног,«ыстана» - попеременные прыжки,«куобах» - прыжки на двух ногах.    Методика применения специальных упражнений и их дозировка зависит от уровня физической и технической подготовленности, должна быть строго индивидуальной в зависимости от возраста, мастерства. СФП направлена на развитие быстроты и прыгучести, силы, гибкости, координации, ловкости и овладению техникой.3.     Беговая подготовка. Направлена на развитие скоростной выносливости, на повышение скорости бега, на построение быстрого, стабильного разбега.4.     Прыжковая подготовка. Направлена на овладение рациональной техникой прыжков, определение прыгучести.
  • Определение эластичности мышц.
  • А) прыжок вверх с места толчком 2 –х ног сгибая – разгибая ноги. Б) то же, но из положения колени согнуты под углом 90 (отметка рукой на стене , щите). Большая разница высоты А над б характеризует лучшую эластичность.
  • Способность в горизонтальных прыжках оценивается по улучшению результатов     прыжков, с ноги на ногу «шагах» и на одной ноге «скачках» (на толчок и мах) с разбега 2-4-6-8 б. ш.
  • Основным показателем оптимальных нагрузок должно быть улучшение показателей в избранных контрольных прыжках упражнениях в конце каждой 2-3 недели тренировок.
  • 5.     Скоростно- силовая подготовка. Направлена на развитие быстроты, силы в трех направлениях: скоростное, скоростно-силовое, силовое.6.     Теоретическая подготовка.
  • История развития легкой атлетики в мире.
  • История развития национальных видов спорта в Республике Саха.
  • Гигиена спортсмена и режим дня.
  • Ведение дневника самоконтроля.
  • Участие спортсменов в соревнованиях.
  • История Спартакиад Манчаары и Спортивных Игр народов Республики.
  • Общая характеристика тренировок.
  • Правило и судейство соревнований.
  • Просмотр видеоматериалов
  • Примерные комплексы упражнений. Специальные упражнения: Взрывные и глубокие отталкивания от 100 до 200 – 300 раз(включаются в тренировку еженедельно по 2-3 дня с положения сидя, с колена, стоя, лежа).                             Годовой план тренировок ( 1 полугодие).                                                     Годовой план тренировок (2 полугодие).                                                                                                                                                      Расписание занятий.                                                                              Распределение часов                               Группа: начальная подготовка                                                Группа: УТГ- 1                                                   Группа: УТГ- 2          7.Контрольно – переводные нормативы                               Общее физическое развитие  8.Контрольно – переводные нормативы                                 Специальное физическое развитиеКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(1 группа, 5-7 классы)КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(2 группа, 8-9 классы)КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(3 группа, 10-11 классы)