Мотивация учащихся на уроках географии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мотивация учащихся на уроках географии
Автор: Булгакова Ольга Ивановна

Мотивация учащихся на уроках географии.(Из опыта работы)О.И.Булгакова , учитель географии МБОУ СОШ №45, г.Астрахань В течении последнего десятилетия наблюдается снижение интереса к предметам различного направления, в том числе и к географии. Одни ссылаются на то, что на уроках изучают вопросы уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач, интернета. Другие жалуются на сложность предметов, третьи не видят особого смысла учить материал и ломать голову над задачами, тратить своё время. А мы, учителя, порой ругаем учащихся за их леность и отсутствие тяги к знаниям. Убеждаем ребят, что знания, которые они получают в школе, пригодятся им в будущем, но для ребят будущее – это еще так далеко, и что там их ждет пока не ясно и не понятно. Действительно, сегодня наша жизнь не течет рекой, а несется, бурлит мощным потоком и если задуматься, в чем-то ребята правы. Что будет там, в будущем, какие профессии будут актуальны, а какие канут в лету? Поэтому те знания, которые дает учитель, должны быть востребованы сегодня и необходимы завтра. Французский писатель Анатоль Франц отмечал, что «лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Так как привить интерес к обучению? Как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Подобные вопросы встают перед каждым учителем. Каждый из нас в процессе интенсивных поисков, проб, раздумий находит свой вариант решений. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и другие формы и методы обучения. Необходимо создать такую ситуацию, при которой у учащихся возникает необходимость применять полученные знания, и как правило формирует у них осознанное отношение к предмету. Когда к нам приходят пятиклашки, они в большинстве готовы к восприятию новой информации, однако мы сталкиваемся зачастую с тем, что ребята не могут четко выражать свои мысли и ответить на вопрос, не могут работать с текстом, не умеют работать самостоятельно…И вот здесь очень важно не упустить момент поддержки, организовать урок так, чтоб им было интересно и через заинтересованность достигать поставленных целей. Интерес к предмету через игру, экспериментальную деятельность, творческие работы позволяют на начальной стадии заинтересовать школьников. Обучение школьников описанию и выделению признаков формирует у них различные приемы умственных действий и способствует развитию их познавательной деятельности. Желательно использовать при этом иллюстративный материал. Использование презентаций, видео, иллюстраций, макетов.. во время рассказа, благотворно способствуют эстетическому восприятию и как следствие к лучшему запоминанию учебного материала. Одним из часто используемых приемов - творческий, который можно использовать как на уроке, так и при выполнении домашних работ (нарисовать эмблему, иллюстрацию, сочинить сказку, стих, составить кроссворд…), это позволяет запомнить теоретический материал, географические объекты, развить пространственное воображение и ориентацию , точность , аккуратность… Игровой момент на уроке является очень действенным – во первых это разрядка на уроке, во вторых происходит визуальное восприятие информации, в третьих сплочение коллектива класса, воспитание чувства ответственности и взаимопомощи. Очень хорошо, когда на уроке есть возможность работать группами, при их формировании следует учитывать состав группы, нельзя чтобы в ней были только сильные или слабые участники. Ребята сами выберут лидера, который сможет распределить обязанности среди участников группы, собрать воедино собранную информацию и сделать вывод, дать справедливую оценку каждому. Очень нравится ребятам исследовательская деятельность. Так в 5-6 классе можно взять краеведческое направление (Астраханские словечки, красная книга глазами детей, история названия улиц, знаменитые памятники и исторические личности….), при этом привлекаются к работе и члены семьи, что так же благотворно влияет не только на результат, но и взаимоотношение и сплочение семьи одной целью. При изучении стран и народов мира в 7 классе, особое внимание уделяется культуре и традициям народов мира. Такая форма урока как мастер-класс (язык жестов в индийском танце, орнаменты в одежде и утвари, искусство заваривания чая и составление букетов ), позволяет раскрыть творческие, организаторские и другие способности , а работа с различными информационными источниками расширяет кругозор учащихся. В старших классах, где ребята уже уверенно используют при изучении материала интернет ресурсы, средства массовой информации, могут давать оценку найденным или услышанным фактам, отчасти делать прогноз и анализ действий - проведение политинформаций, круглых столов, дебатов, работы с картами, таблицами, графиками, статистическими материалами… способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, ораторского искусства, то есть тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в современных условиях. Таким образом, предлагая учащимся задания разных видов, мы формируем у учащихся различные приемы умственных действий и повышаем интерес к предмету , тем самым делаем наш урок более результативным.